Картина "Стога в Провансе" с изображением провансальской фермы с двумя огромными, ловко сметанными стогами была написана Винсентом Ван Гогом в июне 1888 года. В то время (впрочем, как и всегда) художник особенно много работал на плэнере.
Интересно, что созданию картины предшествовали несколько рисунков. каждый из которых может считаться вполне самостоятельным и самоценным произведением.
Не стоит забывать, что Ван Гог начинал карьеру художника в первую очередь как рисовальщик, и рисунок всегда оставался важным элементом его творчества. При создании рисунков, предваряющих картину "Стогга сена в Провансе", Ван Гог местами использовал тростниковое перо - инструмент японских рисовальщиков.
Более того, он планировал собрать многие из этих арлезианских рисунков в своего рода альбом, подобный тому, о котоых ему приходилось читать в книге о своих кумирах - японских художниках.
Четко обозначенный более темных цветом контур стогов, а также густые, плотные и энергичные мазки вызывают ощущение хорошо сделанной крестьянской работы - хотя сено, вроде бы, и пытается вырваться за пределы приданной ему людьми формы, стога производят впечатление совершенного в своем роде шедевра сельскохозяйственного труда, и фигура селянки на дороге слева - прямая отсылка к "авторам шедевра": тем самым простым труженикам, которым Ван Гог постоянно симпатизировал на протяжении всей своей карьеры и писал их, как мы знаем, часто и много.
Насыщенный желтый цвет, доминирующий в картине, подчеркивается и усиливается голубизной неба. Фанатичная привязанность Ван Гога к желтому, как предполагают ученые, может объясняться просто: широко известным пристрастием художника к абсенту.
Многие, в свою очередь, объясняют это пристрастие стремлением художника заглушить боли, связанные с последствиями довольно варварского в те времена лечения от сифилиса. Тем не менее, в этом утвеждении содержится лишь часть истины. Глубоко закомплексованный, очень тонкой душевной организации человек (а Ван Гог был именно человеком "без кожи") попросту не смог бы существовать в этом мире без алкоголя, выполнявшего для Ван Гога роль "раскрепостителя и преобразователя действительности".
Даже если бы Ван Гог не якшался с проститутками, подхватив в результате этого "дурную болезнь" - он обречен был бы пить в рамках "примирения с суровой действительностью" - а алкоголь ему, это очевидно, был противопоказан. Так Ван Гог превратился в настоящего алкоголика, зависимость которого от веселящих градусов вскоре стала сопровождаться приступами алкогольной эпилепсии и психоза.
Выдумывая несуществующую шизофрению, которой, якобы, болел Ван Гог, исследователи очевидно грешат против истины. Ван Гог был человеком предельно ясного ума, которым, однако, не мог пользоваться постоянно - мучительная действительность принималась давить все сильнее, и единственным способом избавиться от этого давления был уже упомянутый алкоголь.
Неустроенность на личном фронте, невостребованность творчества, полунищий скитальческий быт - все эти проблемы можно было решить с помощью абсента и наперстянки. А абсент, равно как и наперстянка окрашивают восприятие пьющего именно в желтые цвета.
Вот почему воинствующая желтизна картин Ван Гог, при всей своей красоте - знак печальный и даже трагический. Алкоголь продолжал разрушать хрупкую психику художника, и закончилось всем, как мы знаем, револьверной пулей, выпущенной себе в грудь.
По словам Тео, брата Винсента, последними словами художника были: "Печаль будет длиться вечно". Единственное, что способно примирить с действительностью - бесценное наследие, оставленное человечеству Ван Гогом.
Статьи по теме:
Write a comment