"Голова, бомбардируемая зернами пшеницы" - небольшая картина Сальвадора Дали (26,6 х 17,8 см) написанная маслом на картоне и хранящаяся в наши дни в частной коллекции.
Это одна из тех "ядерных Мадонн", которых в 1950-ое каталонским художником было создано весьма изрядное количество.
Приглядевшись, мы найдем здесь все характерные приемы, которыми пользовался Дали в период ядерного мистицизма - и фрагментацию образа, который в нашем случае складывается из зерен и колосьев пшеницы, а также особенно рьяно воспеваемых в то время художником носорожьих рогов, и "подсмотренность" образа у мастеров Ренессанса, и религиозную направленность, которая прослеживается и в выборе объекта, которым бомбардируется "голова" (пшеница, то есть хлеб, ключевой для христианства символ)...
А приглядевшись к пейзажу, мы тут же узнаем родной для Сальвадора Дали с самого детства Кадакес, на белую церковь которого, придавая ей золотистый оттенок, падают лучи заходящего солнца...
Всё это мы так или иначе уже видели - в таких, например, гораздо более известных картинах Дали, как "Галатея со сферами", "Взрывающаяся рафеэлевская голова", "Микрофизическая мадонна", "Мгновенная скорость мадонны Рафаэля" - и потому в состоянии понять, что художник просто-напросто повторяется, копирует себя, используя "принцип набитой руки" - но разве есть в этом что-то плохое?
Своей кистью Дали зарабатывал на хлеб - и потому, пока был спрос на "ядерных мадонн", он готов был писать их сколько потребуется. И каждая их них, так или иначе, чем-то все же отличается от прочих, и каждая из них заставляет в очередной раз восхититиься мастерством художника.
А для того, чтобы написать когда-то одно из первых фррагментированных изображений ("Галатея со сферами") художнику пришлось изрядно помучиться, прежде чем получилось так, как устраивало его самого - поэтому Дали более чем заслужил право на самоповторы.
Впрочем, защищать Дали от предполагаемых "недоброжделателей" - занятие глупое и запоздалое - работы усатого каталонца давно уже стали классикой. Я лишь хочу отметить, как делал уже не раз, замечательную универсальность дарования Дали. В то же самое время, когда была написана почти миниатюрная "Голова, бомбардируемая зернами пшеницы", художник работал и над огромным холстом "Гиперкубическое тело" - и, как видим, с легкостью "менял масштаб" с миниатюрного на монументальный.
Более того, Дали часто пользовался подобными "переменами" для того, чтобы... отдохнуть! Праздно бездействовать во время отдыха Дали не умел и так, кажется, до конца дней не научился. Поэтому от живописи он мог отдыхать, занимаясь скульптурой, или же, как здесь, от монументализма переходя к малоформатным вещам - и прекрасно справляясь с задачей.
Может показаться, что "Голова.." написана в едином мгновенном порыве, однако стоит взять лупу и разглядеьь картину детальнее, станет понятно, что это совсем не так: такое количество тщательно написанных деталей обнаружим мы при более близком рассмотрении.
Статьи по теме:
Кадакес - "белый город" на Коста Брава
Дом Сальвадора Дали в Порт-Льигате
Мыс Креус - край каталонского света
Сальвадор Дали и Гала - встреча длиною в жизнь
Write a comment