"Геркулес, приподнимающий кожу моря, на мгновение останавливает Венеру от пробуждения любви" - так полностью звучит название этой замечательной картины Сальвадора Дали, написанной художником в самы разгар его "исторического периода", в 1963 году, и в настоящий момент украшающей коллекцию Музея искусств Нагасаки.
"Замечательной" эту картину я назвал совсем не случайно: всегда приятно наблюдать, как зрелый Дали, погруженный в декларативную религиозность и ежесекундное осознание своей высокой миссии "спасителя современного искусства", вдруг делает быстрый и ловкий прыжок в 30-ые - в те славные времена, когда деревья были большими, а Сальвадор творил в русле самопровозглашенного "параноико-критического метода".
Все признаки метода в этой работе с длиннейшим названием, что называется, налицо: смесь реального с ирреальным, воплощенная на холсте с "высочайшей фотографической точностью", без которой метод, как мы знаем, не работает.
Что до "ирреального", его в этой работе не так уж и много. Да, кому-то может показаться странным, что зритель одновременно наблюдает и то, что находится над водой, и то, что под нею - но представьте на мгновение, что все, изображенное на картине, находится за прозрачной стенкой аквариума, у которого вы, исполненный любопытства, и стоите, прижав нос к стеклу -и всё сразу же встанет на свои места.
Всё - кроме, пожалуй, поверхности воды, или "кожи моря", как поэтично назвал ее Сальвадор Дали. Ведь, присмотритесь, в глубине вода имеет все свойства жидкой субстанции, включая рябь на поверности, однако в центре, где, собственно, и происходит действие, внезапно эти свойства утрачивает и обращается в "твёрдое тело", которое можно приподнять, словно оделяло. Но тут уж ничего не поделаешь - мы внутри сюрреалистической картины, и связанные с этим "потери реальности" неизбежны.
Что касается петрификации, которой подверглись головы и лица Венеры и Геркулеса - она сразу заставляет вспомнить о замечательной картине еще одного видного сюрреалиста, Рене Магритта, под название "Влюбленные" (1928), где, как вы помните, головы целующейся парочки полностью закрыты тканью.
Интересно отметить, что совершенно не проработанная "кожа моря" в центре полотна, а также отсутствие лиц, к которым человеческий взгляд инстинктивно тянется в первую очередь, невольно заставляют нас сосредоточиться на жестах и руках персонажей - и как раз этой цели, думается, Дали и добивался.
Во всяком случае, руки персонажей прописаны самым детальным образом - именно в них и заключается все действие картины - этого остановленного по воле художника мгновения "в самом прекрасном месте на Земле" - на мысе Креус.
Скалы мыса Креус, в окружении которых, собственно, и прошла бОльшая часть жизни Дали, художник мог писать бесконечно. Чтобы понять его одержимость этим местом, приглашаем на экскурсию по местам художника - и вы точно так же проникнетесь необузданно-дикой красотой этого места, как это случилось в свое время с нами, а еще раньше - с самим Сальвадором Дали.
Write a comment