Монумент, посвященный павшим в осаде Барселоны 1714-го года вы найдете в барселонском районе Борн, рядом с готической церковью Санта-Мария-дель-Мар, на площади под названием Fossar de les Morers.
Это место является совершенной святыней для всех сторонников независимости Каталонии, и совсем не случайно: осада Барселоны, ставшая одним из финальных актов войны за испанское наследство и продлившаяся более года, закончилась тем, что город все-таки был захвачен - это случилось 11 сентября 1714-го - Филипп Пятый Бурбон подтвердил свое право на испанский престол, а опальная Каталония окончательно лишилась признаков автономии.
Принято считать, что тела павших защитников города, пытавшихся отстоять права и конституционные свободы региона, были захоронены именно на этом месте - поэтому, как мы уже сказали, площадь Fossar de les Moreres, наряду с изогнутой кроваво-красной стеллой, которую венчает вечный огонь - священное место для всех сторонников идеи каталонской независимости, где каждый год 11 сентября (в Национальный день Каталонии) обязательно проходят торжества с непременным участие официальных лиц и возложением венков к стелле.
Кстати, само название площади: Fossar de les Morers переводится как "Кладбище тутовых деревьями" - с 12-го века здесь действительно располагалось кладбище, как и рядом с любой другой церковью средневековой Барселоны.
С кладбищем этим связана любопытная история. Ранее земля, где сегодня расположена площадь, принадлежала состоятельному барселонцу по имени Бернат Маркус. В 12-ом столетии церковные власти обратились к нему с просьбой пожертвовать земли под приходское кладбище, которое срочно требовало расширения.
Маркус, после длительных раздумий, согласился сделать это, однако поставил одно условие - он обязательно пожертвует земли церкви Санта-Мария-дель-Мар - но только при условия, что в течении двух ближайших людей хотя бы один прихожанин умрет.
Минули две недели с момента заключения этого устного договора - и никто из прихожан не умер. В полном соответствии с законом подлости, барселонцы решительно отказывались умирать - хотя обычно делали это довольно часто. Когда вышел срок, Бернат Маркус, довольный, что не придется расставаться с землей, направился в церковь, чтобы сообщить о расторежени сделки - но аккурат в тот момент, когда он проходил по нынешней площади, его хватил инфаркт. Упав, он скоропостижно скончался, а земли, таким образом, поступили в распоряжение церкви и были превращены в кладбище.
Что касается Войны за испанское наследство - не станем утомлять вас деталями этого длительного кровопрлитного конфликта, затронувшего многие страны Европы. Подробно об этом можно прочесть в нашей статье "Парк Цитадель". Здесь же скажем, что (на наш, разумеется, взгляд) Каталония в этой войне явила поразительный пример политической недальновидности, губительного упрямства и в то же время беспримерного героизма.
Главная ее беда, как справедливо заметил Роберт Хьюз, заключалась в том, что Каталония "поставила не на ту карту": вместо того, чтобы найти общий язык с законным наследником испанского престола Филиппом, который, кстати, выполне этого желал и обещал Каталонии разнообразные бонусы, она зачем-то решила поддержать эрцгерцога Карла Австрийского и заручилась, вдобавок, обещанием англичан защищать "конституционные права Каталонии при любых остоятельствах". Обещание это англичане, получившие от Филиппа Гибралтар, Менорку и много других "вкусняшек", мгновенно и вероломно нарушили, и летом 1713-го наступил тот миг, когда Барселона оказалась в осаде - одна против целой армии.
Вот здесь глупость и любовь к торговле уступили место упрямству и героизму, в котором каталонцам, при всем желании, не откажешь. Как мы уже сказали, город, в конце концов, пал, а "мученики 1714-го" были, как утверждает каталонская националистическая пропаганда, похоронены именно на кладбище Fossar de les Morers.
Примечательно, что не существует ни одного исторического документального свидетельства, подтверждающего этот факт, и даже напротив: факты свидетельствуют о том, что этого массового захороннения как раз не было. Впрочем, разве это важно?
История, как мы знаем, пишется "постфактум", и пишется победителями - а в каталонском правительстве, в сислу некоторых особенностей избирательной системы", большинство составляют как раз сторонники независимости Каталонии. Таким образом, "официально-каталонская версия" гласит, что мученики похоронены здесь - и точка!
Кладбище просуществовало до 19-го века, а потом, в силу санитарно-эпидемиологических соображений исчезло с карты города, а на месте его были построены дома. Идея устроить здесь площадь и посвятить ее "героям 1714-го" возникла в 1980-ом, после того, как умер диктор Франко и начался переход страны на демократические рельсы.
Проект поручили арихитектору Кармен Фиоль. Для его реализации пришлось снести несколько одноэтажных зданий, некоторые из которых буквально примыкали к церкви, а также (к моему величайшему сожалению) разрушить живописную крытую галерею, которая напрямую связывала церковь Санта Мария дель Мар со зданием Capitania General. Безумно жаль! Эти проходязие над улицами мостики и крытые галерее придавали страрой Барселоне особенное очарование - и жаль, что сейчась бОльшая их часть уничтожена.
Однако, увы, этого уже не вернуть. Кармен Фиоль задумала соорудить невысокую стену из полированного красного гранита, отделяющую собственно площадь от улицы Санта-Мария и идущую параллеьно боковому фасаду церкви. На граните выбили следующую надпись каталонского драматурга и поэта Фредеерика Солера, известного под псевдонимом Серафи Питарра: "Al fossar de les Moreres no s'hi enterra cap traïdor, fins perdent nostres banderes serà l'urna de l'honor."
В свободном перводе это звучит так: "На кладбище Фоссар де лес Морерс не похоронено ни одного предателя. Мы потеряли наши знамена - но не утратили чести". На углу площади посадили тутовые деревья, а поверхность ее вымостили красным кирпичом - напоминающим, как несложно догадаться, о пролитой во время осады Барселоны крови.
Примечательно, что поверхность площади не является плоской, но имеет углубление к центру - что делает ее особенно интересной. Инаугурация площади, возглавленная тогдашним мэром Барселоны Паскуалем Марагаллем, состоялась 11 сентября 1989-го г., а вот металлическую стеллу высотой 15 м с вечным огнем наверху и выкрашенную, как несложно заметить, в кроваво-красный цвет, установили в 2001-ом. Авторы этой конструкции: архитектор Альберт Виаплана и его сын Давид.
А теперь, внимание, самый интересный факт относительно этого мемориала. В первые месяцы своей жизни в Барселоне каждый раз, оказываясь на площади, я чувствовал сильный эффект дежа вю. Подсознание упрямо твердило мне: друг мой, где-то что-то подобное - и очень ввжное и родное - ты уже видел. Позже, занявшись экскурсоводческой работй, я раскрыл эту тайну. Знаете в чем она заключается?
В том, что красный гранит, из которого выполнена основная часть мемориала - из тех самых каменоломен, где добывали камень для мавзолея В. И. Ленина. И, думаете, это случайно? Как бы не так! Вождь мирового пролетариата Владимир Ильич всегда пользовался у каталонцев особым почетом. Поэтому, когда я в шутку называю сегодняшнюю Барселону "городом красных буржуев" - я не так уж далек от истины.
Район Борн посещается в ходе наших следующих экскурсий:
1) автоэкскурсия "Барселона от А и до Я"
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment