Посещение всемирно известной горной обители Монсеррат, что в Каталонии, может оказаться неожиданным и приятным сюрпризом для всех любителей живописи. Да, аббатство Монсеррат прежде всего - всемирно известный центр паломничества, место, где находится Черная Монсерратская Мадонна, славная своими чудесами, однако и искусство никто не отменял.
Если, побывав у Мадонны, насладившись горными видами, надышавшись чистейшим воздухом, вы захотите слегка "изменить парадигму" - музей Монсеррат подойдет для этой цели как нельзя более. Здесь мы не станем касаться прочих его сокровищ, но поговорим о коллекции живописи, которая могла бы сделать честь любому более крупному музейному заведению.
Работы Луки Джордано, Тьеполо, Эль Греко, Караваджо, Рамона Касаса, Сорольи, Моне, Сислея, Дега, Полякова, Пикассо, Дали - при наличии хотя бы часа "лишнего" времени (которого, увы, на Монсеррат обычно не бывает) музей Монсеррат всячески рекомендован к посещению! В этой статье представлены кое-какие работы из коллекции музея, симпатичные лично нам. Итак, шедевры музея Монсеррат!
1. Кающаяся Мария Магдалина (1576) - Эль Греко
"Кающаяся Мария Магдалина" - одна из нескольких версий картины Эль Греко, созданная между 1576 и 1578 годами ( более известная версия в настоящее время находится в Музее изящных искусств в Будапеште).
В картине 1576 года фигура Магдалины представлена в трех четвертях, у скалы, увитой плющом, у самого входа в пещеру, где она жила в качестве отшельницы. Магдалена закутана в большой синий плащ, оставляющий обнаженными правое плечо и левую грудь - что, честно говоря, вызывает определенные сомнения в искренности ее намерения полность отказаться от мирских слабостей и греховных утех. Впрочем, Святой Антоний тоже регулярно был терзаем самыми злобными бесами - но с честью, как мы знаем, переборол все искусы.
Из иконографических атрибутов Магдалины в картине присутствуют Евангелие, череп (символизирующий бренность всего мирского) и сосуд с миром, призванный напомнить нам о следующем библейском эпизоде:...читать полностью
2. Святой Иероним в раздумьи (1605) - Караваджо
Картина Микеланджело Меризи да Караваджо "Святой Иероним в раздумьи" была написана около 1605 года и в настоящее время принадлежит коллекции музея монастыря Монсеррат в Каталонии.
Святой Иероним (342 - 419) - отшельник и аскет, церковный писатель, почитаемый в Православии как святой (Иероним Блаженный), а в Католицизме еще и как учитель церкви. Главные литературные труды Святого Иеронима — латинский перевод Ветхого завета, сделанный им с еврейского текста Ветхого Завета, однако с использованием древнегреческих текстов, и редакция латинской версии Нового завета, впоследствии получившая название Вульгата (лат. Vulgata).
На картине, которая находится в музее Монсеррат, Караваджо изобразил Иеронима в преклонном возрасте. Поза истощенного аскезой, истрепанного возрастом Иеронима исполнена, тем не менее, большой внутренней силы. Иероним, о кардинальском звании которого напоминает алая драпировка, пребывает в глубоком раздумье, созерцая череп: напоминание о неизбежности смерти и суетности всего мирского...читать полностью
3. Мадлен. Абсент (1892)
Картина замечательного барселонского художника Рамона Касаса "Мадлен", также известная как L'absenta или Au Moulin de la Galette была написана в 1892 году в Париже, куда из Барселоны рано или поздно перебирались все амбициозные и талантливые художники.
Кафе - один из излюбленных мотивов живописи Парижа в последние годы девятнадцатого века. Это была слегка скандальная тема, с откровенно греховной атмосферой и сомнительными персонажами. Персонажи, впрочем, может быть, и являлись "сомнительными", однако на их счет у допропорядочной публики никаких особых сомнений не возникало: одинокая женщина в кафе, пьющая и курящая самым безошибочным образом определялась нараз, и определение ей было - проститутка.
Картина Касаса очень напоминает работы Мане, как в области иконографии, так по "локации", каковой является небезызвестный бар Фоли-Бержер. В качестве модели для картины Касас использовал симпатичную куртизанку среднего пошиба Мадлен де Буагийом, которая также позировала для Сантьяго Русиньоля и Тулуз-Лотрека.
На картине девушка с отстраненным видом, одинокая, чего-то или кого-то ожидающая и явно нервничающая по поводу этой встречи (что отражено в нервном жесте левой руки), пьющая абсент и курящая гавану, смотрит налево с сумрачно-задумчиво-отстраненным выражением лица, подчеркнутым глубокие очки.
Стоит отметить, что два стула Thonet (тот, на котором сидит девушка и еще один, справа) частично "не попадают в кадр" - прием, который получил распространение с развитием кинематографа, но который Дега и Касас уже использовали раньше, чтобы придать его работам вид случайной правдивости.
Вот, собственно, и всё. И Рамон Касас, вроде бы, не Мане, не Дега и не Тулуз-Лотрек - но лично на меня ни одна из картин вышеперечисленных мэтров не оказывала такого магического воздействия, как "Мадлен". Эту картину обязательно надо увидеть каждому - она чудесна!
4. Старый рыбак (1895) - Пабло Пикассо
Примечательно, что картина "Старый рыбак" была написана еще до того, как отец художника взял сына в ежовые рукавицы профессионального образования - и потому получилась несравненно более сильной, чем все те же многострадальные "Первое причастие" и "Наука и милосердие".
"Старый рыбак" - чудесная, пусть и глубоко реалистичная, вещь, которая по тематике своей напоминает замечательную картину Винсента Ван Гога "На пороге вечности". Проживая совсем рядом с рыбацким районом Барселонета, Пикассо активно общался с низами барселонского общества, и многие из представителей барселонских низов становились персонажами картин и рисунков талантливого уроженца Малаги.
Глядя на этого рыбака в продранной рубахе, понимаешь, какая жестокая, бездушная, нелепая, несправедливая и, как ни странно, в то же время прекрасная это штука - жизнь! Рыбак, явно чувствующий себя неловко в качестве модели, сидит, боясь шелохнуться и не дыша - и в то же время, благодаря таланту Пикассо, рассказывает нам всю свою жизненную историю...читать полностью
Неокубическая композиция с тремя фигурами (1926) - Сальвадор Дали
"Нео-кубическая композиция с тремя фигурами" - картина, написанная Сальвадором Дали в 1926 году в период, когда молодой художник находился под особенно сильным влиянием творчества своего "старшего товарища" - Пабло Пикассо.
Эта крупная вещь (190 х 200; масло, холст) была вскоре после написания пробретена родственником Дали - Жоакимом Куси и Фортунетом, а впоследствии подарена последним Музею аббатства Монсеррат, в экспозиции которого находится и по сей день.
В то время Сальвадор Дали в глазах каталонских "гуру от искусства" все более приобретал репутацию "молодого каталонского дарования, на которое возлагались большие надежды". В 1925 году прошла первая персональная выставка Дали в Галерее Жозепа Далмау Барселоне, в 1927 году там же состоялась вторая...читать полностью
Бенедиктинский монастырь "Монсеррат", основанный в 1025 году, расположен на небольшом плато на высоте более 700 м над уровнем моря, я бы даже сказал - на каменной полочке, нависающей над пропастью, из-за чего ощущение, что ты находишься меду небом и землей, только усиливается.
Уже в 13-м столетии место обретает всеевропейскую известность, а после слава о монастыре разносится по всему миру. И это не случайно: ведь именно здесь, в Монсерратской базилике, хранится одна из главных святынь христианского мира и вторая, после мощей Святого Иакова в Сантьяго де Компостелла, по значимости в Испании: образ Девы Монсеррат, или "Моренеты" ("Смугляночки") - так ласково называют чудодейственный образ Богородицы каталонцы...
Write a comment