Мед слаще крови (Кровь слаще меда) - Сальвадор Дали (1941). Дали прославился не только как великолепный художник и непревзойденный шоумен, но и как гениальный мистификатор. Это в полной мере относится и к его обширному творческому наследию, в которое еще при жизни каталонский усатый гений умудрился внести невообразимую путаницу. Как в датировке своих работ, так и в их названиях Сальвадор Дали то ли случайно, то ли намеренно создавал хаос, до сих пор ставящий в тупик не только любителей, но и специалистов.
Думается, зачастую путаница становилась следствием случайности, что вряд ли должно удивлять, учитывая сверхплодовитость художника. Однако иногда эта путаница, о которой мы не раз уже писали, становилась следствием осознанного акта, как в случае с картиной "Мед слаще крови".
Дело в том, что у ходожника две картины с абсолютно одинаковым названием: "Мед слаще крови", одна из которых была написана в 1927 году и до наших дней, к сожалению, не сохранилась. Зато прекрасно сохранился этюд к ней, который по степени своей проработанности и завершенности ничуть не уступает окончательному варианту.
Именно эта вещь 1927 года, находящаяся ныне в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе, и известна широкой публике, поскольку вполне справедливо считается первой сюрреалистической картиной Дали.
Другая картина, написанная в 1941, в самом начале "американского периода" Дали, известна гораздо меньше и с 1949 год находится в Музее искусств широко известного благодаря сериалу американского города Санта-Барбара.
Конечно, может возникнуть вполне закономерный вопрос: зачем Сальвадор Дали дал одинаковое название двум совершенно разным по стилю, содержанию и сюжету картинам, между написанием которых прошло целых 14 лет. Зачем? Почему? По забывчивости, случайности, или по причине того или другого вместе?
Ответ отрицательный. Никто и никогда об этом не задумывался, однако ответ лежит на самой поверхности: Сальвадор Дали сделал это намеренно, чтобы обозначить этими двумя вехами-картинами начало и конец целой эпохи в своем творчестве, имя которой - сюрреализм.
В 1927-ом, написав картину "Мед слаще крови", юный провинциал Дали еще не видел вживую ни одного сюрреалиста. Он знал, что эти восхитительные новаторы есть, они существуют в таком же удивительном, как и они сами, городе Париже, он видел репродукции некоторых их работ - но воспринимал их скорее как полубогов, попасть в общество которых, будучи простым смертным, вряд ли возможно.
Поживите на далекой окраине Каталонии (где жил Дали) в начале 20-го века - и сами будете смотреть на парижан как на людей из другого мира!
"Мед слаще крови" 1927-го - это воплощенная в живописи мечта быть принятым в это славное сообщество, это, если хотите, признание в любви к сюрреалистам и сюрреализму, это, выражаясь образно, открытое, искреннее и радостное "Здравствуй!"
"Мед слаще крови" 1941-го - это холодное академическое "Прощай". Именно, так, Дали создавал эту картину с явным намерением подвести черту под целым этапом в карьере, задекларировать новые приоритеты (классика и академизм в разных своих проявлениях), окреститься от прежних "товарищей по оружию"...
Прихватив из прежнего наследия лишь излюбленный костыль, Дали уверенной поступью молодого талантливого наглеца отправился дальше, к сияющим вершинам богатства и славы - не желая даже вспоминать о прошлом.
Спора нет, в промежутке между 1927 и 1941 случилось многое. Дали не только попал в кружок сюрреалистов, но и сделался самым знаменитым его участником. Дали бы последовательно обвиняем руководителями движения в стяжательтве и жажде наживы, в предательстве священных идеалов коммунизма, в нелюбви к Ленину, в болезненных симпатиях к Гитлеру...
Дали был "официально" изгнан из рядов сюрреалистического движения, что вполне совпадало с его собственными желаниями... Из нищего и никому не известного живописца Дали превратился в преуспевающего художника, который мог делать дальнейшую карьеру самостоятельно, не нуждаясь ни в чьей поддержке.
Отсюда и эта прощальная вещь, но... Прощание не удалось. Дали, вопреки собственным ожиданиям, так и не смог вытравить из себя сюрреализм и в последующие годы постоянно возвращался к излюбленному сюрреалистическому инвентарю - что вовсе не так уж плохо для нас, благодарных поклонников творчества каталонского маэстро. Прощание не удалось - хотя картина задумывалась именно в этом качестве.
Что до фразы, давшей название картине, ее в свое время подсказала Дали полусумасшедшая рыбачка Лидия Ногес, у которой художник купил хижину, ставшую впоследствии его знаменитым домом.
"Кровь слаще меда - как-то сказала она Дали. - Я - это кровь, а мед - все остальные женщины. Мои сыновья сейчас против крови гоняются за медом". Для Дали "мед" всегда был слаще "крови". Когда встал выбор "или - или" между его собственной семьей ("кровью") и Еленой Дмитриевной Дьяконовой, известной как Гала ("мед") - Дали выбрал "мед" и, с точки зрения дальнейшей карьеры живописца, уж точно не прогадал.
Платой за этот выбор стали разорванные навсегда отношения с семьей, но тут уж ничего не поделаешь - "мед слаще крови"...
Статьи по теме:
Гала и Дали - история знакомства
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Write a comment