Картина "Мед слаще крови" была написана Сальвадором Дали в 1927-ом году и показана публике на барселонском "Осеннем салоне". Её сразу же купила герцогиня Лермская, а в дальнейшем полотно, к величайшему сожалению, было утрачено. Однако сохранился очень близкий к окончательному варианту этюд, находящийся ныне в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе. Примечательно, что финальное название картины: "Мед слаще крови" подсказала Сальвадору Дали полусумасшедшая рыбачка из Кадакеса Лидия Ногес, с которой Дали был дружен.
"Кровь слаще меда - как-то сказала она Дали. - Я - это кровь, а мед - все остальные женщины. Мои сыновья сейчас против крови гоняются за медом". Кстати, у Лидии Дали впоследствии приобретет жалкую рыбацкую хижину в Порт-Льигате, на фундаменте которой выстроит свой знаменитый дом - однако все это, включая великолепную Галу, будет позже.
В 1950-ом году Дали заявил, что "Мед слаще крови" - одна из самых важных его картин, посколько в ней запечатлены все его "наваждения" того времени. Искусствоведы считают эту вещь предсюрреалистической работой - хотя с гораздо более полным на то основанием ее следует назвать "сюрреалистической", или, во всяком случае, "протосюрреалистической!"
Хотя Дали еще не был знаком с сюрреалистами лично, он слышал о них, видел репродукции их картин - и уже понимал, что дальнейшее напраавление его собственного твочество будет двигаться именно в направлении сюрреализма. В чем точно нет никакого сомнения, так это в том, что "Мед слаще крови - самая "лорковская", если можно так выразиться, картина Дали.
В 1925-27 г.г. Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка были близки, как никогда - причем, со стороны Лорки привязанность к Дали носила гомосексуальный характер. Поэт был буквально снедаем страстью к художнику, и даже, утратив над собой контроль, пытался однажды силой овладеть юным и симпатичным Сальавдором - чего, к счастью, все-таки не произошло - ни тогда, ни позже.
Впоследствии Лорка глубоко сожалел об этом порыве и даже написал Дали покаянное письма, в котором называл себя "безмозглым идиотом" - однако ничего поделать со своей страстью не мог.
Его безудержно тянуло к Дали, который, после изгнания из Мадридской Академии Изящных Искусств Сан Фернандо, проходил воинскую службу (довольно условную) в крепости родного Фигераса, в полутора километрах от дома. Весной 1927-го Лорка приехал в Барселону, где должна была состояться постановка его пьесы "Мариана Пинеда" - и, конечно же, при первой возможности помчался на край Каталонии, к Дали.
Сальвадор Дали, что показательно, полностью ухаживаний Лорки никогда не отвергал, хотя к гомосексуальным отношениям готов не был - и это лишь усиливало муки поэта. Картина "Мед слаще крови" создавалась в его присутствии, и Лорка, как известно, был буквально очарован этим полотном.
В картине "Мед слаще крови" ему нравилось всё: "треугольный, призрачный берег", ряды "механизмов", разнообразный "антураж", изображенный с убедительностью ночного кошмара...
И в этюде, и в окончательном варианте присутствует полузасыпанная песком стилизованная голова Лорки, которая и вообще является неотъемлемым атрибутом многих работ Сальвадора Дали того периода.
Говоря начистоту, многие изображенные на картине "механизмы" без ложной скромности позаимствованы Дали у другого видного художника-сюрреалиста - Ива Танги, под явным влиянием работ которого Дали в тот момент находился.
Левитирующие фигуры, эктоплазматические формы, фаллические символы, треугольники с отверстиями (символ сексуальный), "небесные призраки" - это прямое заимствование образов у Танги.
Дали, кстати, не считал нужным скрывать это, и впоследствии даже однажды заявил Агнес, племяннице Ива Танги: " В свое время я выжал из вашего дядюшки все, что возможно!". Впрочем, со стороны Дали это можно и нужно расценивать как комплимент.
Впрочем, и сам Дали был горазд на изобретения. Летающие груди, расчлененные и обезглавленные тела, дохлые ослы, которые впоследствии перекочуют в фильм "Андалузский пес", снятый совместо Дали и Луисом Буньюэлем - это, безусловно, изобретения самого Сальвадора.
В 2011-м картина "Мед слаще крови" (этюд) была продана с аукциона Кристи в Лондоне за 6.8 млн долларов. И, рад это сообщить, покупателем выступил Фонд Гала-Дали, так что теперь полюбоваться работой можно в нашем театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе.
Статьи по теме:
Погружение в Театр-музей Дали: книга-экскурсия
В поисках четвертого измерения
Write a comment