Картина (почти миниатюра) "Рыцарь у башни" (18 х 13,18 см; дерево, масло) была написана Сальвадором Дали в 1932-ом году и, сменив нескольких частных владельцев, вновь "засветилась" в ноябре 2019-ом на аукционе Кристис, где была продана за 2 665 000 долларов.
Усталый путник подходит к древней башне. Если он на самом деле аристократ и потомок знатного рода, то для него, это очевидно, настали тяжелые времена - рыцарь тощ, полугол иобряжен в лохмотья.
Посох паломника указывает на долгий и тяжелый путь, который пришлось проделать ему - с неизвестными целями и по непонятным нам причинам. Вид башни-донжона для изможденного пилигрима - несомненная отрада. Рыцарь надеется, что башня сулит ему теплый угол, пищу, ночлег, добрый разговор за кружкой вина - все то, чего он был так долго лишен.
"Рыцарь" - это, несомненно, сам Дали, а лохмотья и общий затрапезный облик "идальго" однозначно указывают на крайне сомнительную финансовую обстановку, в которой, невзирая на растущий успех художника, всё еще пребывали в 1932-ом Сальвадор и Гала.
Вот что писал сам Сальвадор Дали, которому на тот момент было 27 лет: «Я вижу себя таким, какой я есть сейчас, но заметно старше. Вдобавок, я отпустил бороду, по образцу старого воспоминания о литографии Монте-Кристо. Друзья разрешили мне с Галой погостить у них десяток дней на их усадьбе под названием "Моли де ла Торре" ("Мельница у башни"), где я в десятилетнем возрасте гостил у близких приятелей моих родителей".
На самом деле вечно путавшийся в датах Дали имел в виду 1916 год, когда ему было уже 12 лет. Родители в Фигерасе отправили его провести летние месяцы в близлежащем поместье Эль-Моли-де-ла-Торре, принадлежащем каталонскому художнику-импрессионисту Рамону Пичоту, другу Пикассо, благодаря коллекции которого мальчик впервые познакомился с современной французской живописью.
Важно понимать: два летних месяца, проведенных для Дали в Моли де ла Торре (где действительно имелась башня) знаменовали для Сальвадора и введение в мир искусства, и пробуждение сексуальных переживаний, что всегда имело для художника, убежденного фрейдиста, первостепенное значение.
О башне, образ которой часто появляется в работах Дали, следует сказать подробнее. Башни встречаются у Дали повсеместно и, по однозначному заявлению самого художника, напрямую связаны с сексуальностью. Да, да - Дали всегда был предельно откровенен и в своих высказываниях, и, тем более, в своих картинах - за что, собственно, нам и симпатичен.
Башня, однозначаный фаллический символ - всегда обладала Дали особенной эротической притягательностью. Как вспоминал сам художник, в отрочестве особенно активные эротические фантазии посещали его, когда он, уединившись на террасе своего дома на улице Рамбла Монтуриоль, мастурбировал, наблюдая освещенную лучами заходящего солнца колокольню церкви Святого Петра в Фигерасе, где был крещен.
Прошу простить мне (а точнее, Сальвадору Дали) это маленькое святотатство, но наша задача - истина, а она, как известно, бывает всякой.
Нанита Калашникофф, очень близкая подруга Дали, вспоминала, что и в зрелом возрасте художник был одержим башнями, именно в связи с их фаллической формой, постоянно отмечал из в пейзажах, и если откуда-то открывалась картинка с тремя башнями, расположенными на одной высоте, запросто мог испытать оргазм. Вот такие страннности Сальвадора. И началось все это, как мы вправе предположить, имено в Моли де Ла Торре.
В этом контексте картину "Рыцарь у башни" следует рассматривать как некий момент подведения промежуточных итогов личной жизни и творчества - итого пока не утешительных, но по определению благородных. Впрочем, ждать финансового успеха осталось всего недолго - совсем скоро выставки в США сделают Дали любимцем американской публики, а вместе с любовью придут и деньги.
Источник фото: Сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали
Статьи по теме:
Шедевры Театра-музея Дали. "Призрачная повозка"
Театр-музей Сальвадора Дали - ты помнишь, как все начиналось...
Write a comment