Окрестности Театра-Музея Дали - церковь Святого Петра

Свернув за угол Башни Галатеи, первое, что мы увидим перед собой - фасад и колокольню церкви Святого Петра, где Дали крестили в 1904-ом и отпевали почти 85 лет спустя. Здесь для него все началось и закончилось. С этой точки зрения жизнь художника можно рассматривать как идеальный круг финальная точка которого полностью совпала с его началом. 

Прошу помнить: как только нога наша ступила на землю Фигераса - мы уже в театре. Пока еще не в музее, но уже в театре, в натуральных декорациях которого разыгрывалась пьеса под названием "Жизнь Сальвадора Дали".

И Музей, куда мы вскоре войдем - это ни в коем случае не музей, посвященный творчеству художника - нет, нет и нет! Это музей, посвященный именно уникальной жизни Дали, которую сам Дали считал неизмеримо более важной, чем всякое и любое свое творчество. Это самое "творчество", по Дали - лишь побочный ээффект его жизни, некая естественная физиологическая функция - и не более. Разумеется, никто не заставляет нас соглашаться с мнением Дали - я, например, совершенно с ним не согласен! 

Вряд ли нас заинтересовала бы жизнь какого-то там Сальвадора Дали, не создавай он в свое время потрясающие произведения искусства. Но знать эту позицию Дали нам совершенно необходимо. Вооруженные этим знанием, мы начнем, в конце концов, понимать, что Театр-музей - вовсе не бездна хаоса и сумбура, а вполне организованная и подчиненная жестким законам логики субстанция. Разумеется, нужно будет иметь в виду, что эта логика - продукт, порожденный умопомрачительным мозгом Дали, но она, поверьте, есть!

А пока, проходя эти 35 метров до церкви, будем лицезреть в витринах сувенирных магазинов абсолютное торжество "ампурданского гения" - кажый сувенир связан с именем Сальвадора. Мягкие часы, слоны на паучьих лапках, репродукции, телефонные чехлы, футболки, ювелирные изделия - в широчайшем ценовом диапазоне. 

Но не стоит думать, что весь этот аляповато размногженный и убитый тем самым Дали прибыл прямиком из Китайской Народной Республики. Есть в магазинах и штучные сувениры, изготовленные меестными художниками, а есть и оригинальные литографии, гобелены, посуда, те же номерные слоники - из лимитированных серий, выпускавшихся официально под эгидой Дали. 

В эти магазины в свое время Дали "спуливал" свою второстепенную продукцию. До сих пор хозяева этих заведений, знавшие художника лично,  прекрасно помнят Дали и могут, под настроение, рассказать о нем много интересного.  Мне приятно беседовать с ними. Дело в том, что Дали повсеместно принято ругать - а эти люди отзываются о покойнике сугубо в положительных тонах.

Оно и понятно - Дали дал им работу и сделал их маленький бизнес вполне процветающим. Для них Дали - кормилец и такая же "каталонская косточка", как они сами. Иными словами, такой же прижимистый прохиндей, всяко нацеленный на добывание денег, как и все "правильные" каталонцы - просто более удачливый, масштабный, и, к тому же, обладавший большим талантом художника.

Для них Дали - свой, и в этих рассказах вдруг начинает проступать совсем другой Сальвадор - не тот, что привык жить, играя; не тот, что возвышался над публикой в силу своего актерского положения - а обычный (ну, или почти обычный) человек. Каталонец. Уроженец Фигераса. 

Человек, которому нравится здесь жить и работать - потому что это его родная земля. Этот "человеческий" Дали на первых порах оказался для меня почему-то неожиданным - хотя впоследствии я понял, что так и должно быть. 

Только теперь, кстати, я начинаю понимать, как много мне приходится говорить во время экскурсии - ведь здесь я всего лишь в бледной форме воспроизвожу то, что извергает мой экскурсионный рот за те несколько часов, что мы вместе с туристами "ныряем в Дали". Так вот - кажется, я написал уже никак не меньше половины "Войны и мира" - а мы еще даже не вошли в музей! Но все так и должно быть - я неукоснительно следую сценарию живой экскурсии. 

Итак, церковь Святого Петра. Когда мы стоим перед главным входом, в тимпане над которым изображен Петр-камень с сетью, в 150 метрах от нас справа - улица Рамбла Монтуриоль, где Дали появился на свет, а в 20 метрах слева - Театр-музей, где он похоронен. Чувствуете, что мы где-то в самом центре "Далианской Вселенной"?

 Малютка Дали был крещен на 9-ый день после рождения, 20 мая 1904 года. Здесь не могу удержаться, чтобы не процитировать фрагмент из его "Тайной жизни", где художник описывает свой приход в этот мир так:

"Звоните во все колокола! Пусть крестьянин, сгорбленный на своем поле, расправит спину, подобную стволу оливы, искривленной трамонтаной, подопрет щеку мощолистой рукой в благородном жесте мыслителя...

 

Глядите! Родился Сальвадор Дали. Стих ветер, и небо ясно. Средиземное море спокойно и на его гладкой поверхности радугой сверкают семь лучей солнца, как на рыбьей чешуе... Все они наперечет -  что с того? Сальвдору Дали больше и не нужно!

 

Точно таким же утром греки и финикийцы вошли в проливы Росас и Ампуриас, чтобы создать здесь колыбель цивилизации - а заодно и застелить театрально-чистые пеленки к моему рождению..."

Дали, надо отметить, всегда славился поэтическим даром, и интересно отметить, что всю греко-римскую цивилизацию он рассматривает как некий подготовительный этап к появлению на свет его  - Сальвадора! 

Что до церкви - в этом, 2020-ом году ей исполнилась целая тысяча лет - ни больше и не меньше. На протяжении веков ее строили, перестраивали, рарушали и возводили вновь. 3 ноября 1701 г. в этой церкви король Испании Филипп Пятый венчался со своей супругой, Марией-Луизой Савойской - наверняка этот факт грел душу Сальвадору Дали, когда в 50-хх он заделался внезапным католиком.

В годы Гражданской войны церковь была презриядно разрушена отступавшими в сторону Франции республиканцами. Впоследствии те же республиканцы, но уже в качестве пленных, восстанавливали Храм - новый, еще не потемневший камень хорошо заметен на фоне старого. 

В утренние часы церковь открыта, поэтому заглянуть туда, на мой взгляд, просто необходимо. Направа от входа и расположен баптистерий - место, где находится крестильная купель, и где малыш Сальвадор познал первое таинство Церкви - Крещение. 

 

В этой же церкви, как я уже сказал, Дали и отпевали - это случилось 26 января 1989-го, в 16-45. Церемония была закрытой  - прсутствовал лишт ограниченный круг лиц, в церковь не хотели даже пускать родственников Дали со стороны матери - Думенеков, которые были у художника "не в фаворе" - и на входе возникла некрасивая сцена. 

После четыре служителя музея, обряженных в ливреи по дизайну Дали, вынесли гроб его из храма и занесли в музей, чтобы поместить в гробницу под куполом. 

 

В Фигерасе в этот день не работал. До того в капеллу, временно устроенную в  Башне Галатеи, шли и шли люди - пока мимо "красивого", как не раз отмечалось, прекрасно забальзамированного местным же медиком Нарциссом Бардалетом тела Сальвадора Дали не прошли все 15 000 человек, составлявших тогда население Фигераса.

Что же, вспомнив эти немаловажные в жизни каждого человека обстоятельства, выйдем из церкви, развернемся направо - и окажемся прямо перед главным фасадом Театра-Музея. 

НАШ АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРУ-МУЗЕЮ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0