Картина "Африканские впечатления" ("Впечатления об Африке") была написана Сальвадором Дали в тревожном и в то же время невероятно плодотворном для него 1938-ом году.
В Испании бушевала Гражданская война, над Европой и прилегающим миром сгущались тучи вселенской бойни, в которую вовлекала планету демоническая воля Адольфа Гитлера - а Сальвадор Дали, вынужденно оставшийся без родины, находился на пике творческой активности.
Оговоримся сразу: в Африке Дали никогда не был, зато незадолго до написания картины "Африканские впечатления" побывал на Сицилии, и как раз этот визит, по словам самого художника, и подарил ему "смутные отголоски Африки" - во всяком случае, вполне достаточные для того, чтобы создать картину.
Собственно, настоящая Африка совсем и не важна - речь идет об Африке галлюцинаторной, порожденной усилиями богатейшей фантазии Сальвадора Дали с применением давно и блестяще освоенных техник "параноидально-критического метода" - главного творческого козыря каталонского художника вплоть до середины сороковых.
Посмотрите на Дали: со взглядом фанатика или священного безумца, Сальвадор смотрит прямо на нас, с вытянутой вперед в резком жесте рукой с растопыренными пальцами...
Где-то, где-то, скажете вы, эту руку или подобную ей мы уже видели - и будете совершенно правы! Эх, не зря Дали столько путешествовал по Италии, вживую изучая работы своих кумиров!
Конечно же, это рука с картины "Ужин в Эммаусе" Микеланджело Караваджо - фокусника, кудесника, гениального мастера перспективы, пьяницы, дуэлянта, убийцы - но какого же, Бог мой, художника!
Дали, своими бесконечными самовосхвалениями чем-то напоминавший великого боксера Кассиуса Клея, был, тем не менее, невероятно умным молодым человеком и хорошо понимал, где он, Сальвадор Дали - а где Караваджо, Рафаэль, Леонардо, Веласкес, Вермер Дельфтский: художники, преодолевшие пределы отпущенных человеку возможностей...
Дали все понимал, прилежно учился, постигая секреты мастерства великих - и стал, в конце концов, не менее великим - но по-своему...
За спиною застывшего в творческом напряжении Дали - весь его галлюцинаторный мир: конечно же, никакой не африканский", но сицилийски-каталонский, тот самый мир, который художник, судя по сюжету картины, и переносит на холст - с обычным своим умением.
Коненечно же, присутствует в картине и Гала (куда же без нее!) и ,конечно же, в изображении любимой супруги Дали не обошелся без двойного образа: приглядевшись, вы увидите, что затененные глазные впадины Галы в то же время являются арками одноэтажной белой конструкции.
Поискав, мы найдем и другие навязчивые образы Дали тех лет: женщину модельного обличья с головой из цветов (вот они, плоды дружбы и сотрудничества с Эльзой Скиапарелли и миром моды в целом!); и каталонского рыбака, застывшего в тягучей, как летняя жара в Кадакесе, думе (это один вариантов автопортрета Дали тех лет); и мускулистого сицилийца, примостившегося с гитарой на лодке, и тревожно-алую, цвета свежей крови, ткань, которая вскоре снова появится в "Исчезающем бюсте Вольтера"...
Единственное, чего вы здесь не найдете - это Африки, да и Бог с ней... Мы не в сказке, и не в реальности - мы в волшебном мире сюрреализма от Маэстро Сальвадора Дали.
В настоящее время картина "Африканские впечатления" (91 Х 117,5 см; масло, холст) экспонируется в музее Бойманса- ван Бенингена в Роттердаме.
Write a comment