Картина "Сотворение чудовищ" была написана Сальвадором Дали в 1937-ом году и в 1943 приобретена Чикагским институтом искусства, в коллекции которого находится и по сей день. "Сотворение чудовищ", также известная, как "Изобретение монстров" - относительно небольшая вещь (51,4 Х 78,4 см; холст, масло), демонстрирующая безупречное техническое мастерство Сальвадора Дали, которым годом позже будет восхищен сам Зигмунд Фрейд.
Лично для меня эта вещь интересна еще и тем, что является самым наглядным примером, того, как менялась палитра картин Дали по мере того, как над человечеством всё более сгущались точи грядущей мировой бойни.
Обилие солнца и света, так свойственное картинам Дали первой половины 30-хх, постепнно исчезает с началом Гражданской войны в Испании, а к началу Второй Мировой краски в картинах Дали делаются почти черными (напр. "Имперские Фиалки") - это почти подсознательная реакция художника на происходившее тогда в мире.
"Сотворение чудовищ" также несет на себе отпечаток нависшей над миром тени. Картина была написана недалеко от Вены, в горах комунны Земеринг, всего за несколько месяцев до Аншлюса - почему Дали не без оснований заявлял, что его "Сотвореение чудовищ" носит пророческий характер.
После приобретения картины Чикагским институтом Дали в позравительном послании указывал: " По Нострадамусу, появление чудовищ предшествует неизбежной войне. Женщины-лошади в моей картине - это монстры матери-воды. Пылающий жираф - мужской апопкалиптический монстр.
Кот-ангел с голубыми крыльями - божественный гетеросексуальный монстр. Песочные часы - метафизический монстр. Гала и Дали - сентиментальный монстр. Голубая собачка - не является истинным монстром".
Редкая прямолинейность и краткость пояснения Дали указывают на то, что у художника не нашлось в тот момент времени разъяснить все, как следует - хотя смысл картины и без того предельно ясен.
От себя добавим, что раздвоенная фигура на переднем плане слева, с бабочкой и песочными часами символизирует не что иное, как хрупкость и краткосрочность бытия и неизбежность смерти.
По своей излюбленной привычке "изобретатель монстров" Сальвадор Дали заимствует образы для картины "Сотворение чудовищ" из других своих работ.
Например, пылающий жираф хорошо знаком нам по картине "Жираф в огне", а рука, сжимающая в пальцах луковицу-яйцо - главный двойной образ картины "Метаморфозы Нарциссы" - той самой, что была показана в 1938-ом Фрейду и заслужила похвалу австрийского психоаналитика.
Статьи по теме:
Параноидально-критическое одиночество
Write a comment