Портрет Хуана де Пареха (81 х 70 см; масло, холст) был написан Диего Веласкесом в 1650 году и в наши дни украшает коллекцию Музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Хуан де Пареха - интереснейший персонаж эпохи барокко, о личности которого следует рассказать чуть подробнее.
Пареха родился на юге Испании в семье морисков, по происхождению — мулат. Одно время он был рабом одного из родственников придворного живописца Диего Веласкеса, которому, собственно, и достался по наследству. Пареха выполнял мелкие поручения в мастерской Веласкеса, и долгое время никто не подозревал, что за смуглой мужественной внешностью молодого раба скрывается большой талант художника.
Незаурядный живописный дар Хуана де Пареха открылся совершенно случайно, когда король Филипп IV и Веласкес случайно обнаружили в мастерской одно из произведений Хуана, которые тот создавал втайне от хозяина. Король, сам занимавшийся живописью, не мог не оценить размер дарования Парехи и попросил Веласкеса даровать ему свободу - что впоследствии художник и сделал.
Став свободным человеком, Пареха изъявил желание остаться работать в мастерской Веласкеса, где делал прекрасные копии работ Веласкеса, а также писал собственные вещи - главным образом, религиозного содержания. После смерти Веласкеса вплоть до собственной кончины Пареха работал в мастерской зятя и ученика Веласкеса - Хуана Батиста де Мора.
В 1648 году Филипп IV отправил Веласкеса в Рим для покупки произведений искусства для дворца Алькасар в Мадриде. Веласкес прихватил с собою Хуана де Пареху, которого использовал в качестве мальчика на побегушках, да и вообще, изрядно к нему привык и считал его своим любимым рабом.
Высадившись с корабля в Генуе, Веласкес с Парехой отправились в Милан, чтобы увидеть "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи, а затем в Венецию, где планировали посмотреть работы Тинторетто и Тициана. Собственно, не только "посмотреть" - по заданию короля Филиппа, снабдившего их немалыми деньгами, они занимались активной скупкой работ известных итальянских художников.
В 1650 году в Риме Веласкес получил заказ написать портрет Папы Иннокентия Х, чем был занят приблизительно три месяца. Предположительно, в качестве своеобразной "разминки" перед основной работой Веласкес и набросал небольшой масляный портрет Хуана де Парехи, явно не предполагая, что эта вещь станет одной из самых удачных и известных его работ.
Портрет Хуана де Парехи был впервые показан публике в Риме, как один из экспонатов выставки работ Веласкеса, устроенной в марте 1650 года в Пантеоне. Разумеется, "гвоздем программы" был портрет папы, снискавший всеобщие (и совершенно заслуженные похвалы) и, как сказали бы сейчас, "набравший три миллиона лайков" - однако портрет Хуана де Парехи также привлек всеобщее внимание.
Как пишет биограф Веласкеса Антонио Паломино, картине «... в целом аплодировали все художники из разных стран, которые говорили, что другие картины на выставке были искусством, и лишь эта картина была «правдой жизни». Карл Юсти подтверждает это мнение и добавляет: «... в знак признания этого, Веласкес стал римским академиком в том же 1650 году».
Портрет кисти Веласкеса демонстрирует силу, уравновешенность, гордость и чувство собственного достоинства, явно присущие Хуану де Парехе. Вряд ли это те качества, которые ценятся в рабах, что служит косвенным дроказательством того, что Веласкес, до того как даровать Парехе свободу, обращался с ним довольно гуманно. Изображенный в три чеверти, гордо вскинувший голову Пареха пристально и открыто смотрит на зрителя.
Воротник представляет собой насыщенный бело-кремовый узор из быстрых решительных мазков поверх венецианского серого. Вообще, такой явно дорогой воротник был запрещен испанскими законами как слишком роскошный для представителя нижайшего класса - однако здесь он служит именно символом свободы, которую Веласкес и даровал Хуану де Пареха вскоре после написания этого портрета.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр!
В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment