В позднем средневековье в Барселоне процветала блестящая еврейская культура, внесшая большой вклад во многие сферы тогдашней жизни - что, однако, закончилось всем хорошо известным образом: сразу погромами еврейского квартала в Барселоне в 1391 году, а затем и всеиспанским изгнанием евреев в 1492-ом. Изгнание это растянулосоь на века. Потомки испанских сефардов не возвращались в Барселону вплоть до начала 20 века.
Прибыв на Пиренейский полуостров по финикийским и римским торговым путям, евреи стали закрепляться в Каталонии не позднее 4 века нашей эры, что подтверждается обнаруженным в Таррагоне надгробием, на котором выбит текст: «Мир Израилю и нам и нашим детям, аминь» и присутствует изображение меноры и других характерных для иудейской культуры символов.
Самое старое упоминание о евреях Барселоны задокументировано в конце IX века: это консультация евреев города с учителем Рабом Амрамом из Вавилона по религиозным и юридическим вопросам. В те же годы также задокументировано пребывание некоего Иуды или Иудакота в качестве эмиссара франкского короля Карла Лысого в Барселоне.
С 10 века каталонские еврейские общины во главе с Барселоной переживали процесс стремительного роста. Еврейский путешественник Вениамин из Туделы посетил Барселону в середине двенадцатого века и обнаружил, что в городе есть «святая (еврейская) община и мудрые и разумные люди... Это красивый маленький город на берегу моря, в который прибывают купцы с товарами отовсюду: из Греции, Пизы, Александрии, из Египта, земли Израиля, Африки и всех ее пределов».
Из-за прирожденного умения зарабатывать и сохранять деньги еврейские общины были чрезвычайно полезны христианским средневековым монархам - как в качестве всегда готового выдать ссуду банка, так и за счет налогов, которые еврейские общины платили не в городскую казну, а непосредственно королю.
Евреи также были ключевым игроком в процессе заселения новой Каталонии. Однако создание прочной территориальной структуры, развитие муниципалитетов и их мощной налоговой системы несколько уменьшили экономический вес еврейских общин в глазах манарха (несмотря на то, что они продолжали оставаться хорошим источником дохода).
Так или иначе, с конца 13 века еврейские общины уже становились объектом систематических нападок со стороны Католической церкви.
Период наибольшего расцвета, золотой век каталонских евреев пришелся на XIII и XIV века - и закончился, увы, катастрофой. В августе 1391 года погромы и разрушение еврейских кварталов Барселоны, Жироны и Лериды положили конец благополучной реальности, которая на протяжении пятнадцатого века становилась все более мрачной - вплоть до указа католических монархов Фердинандо и Изабеллы в 1492 году, положившего конец многовековому еврейскому присутствию в Испании.
Под непосредственным контролем монарха, которому они принадлежали, средневековые каталонские евреи селились вместе в еврейских кварталах, в Каталонии называемых El Call (до конца неясно, произошло ли это название от callejon (узкая улица или переулок, или же корни его в еврейском kahal - община).
Сама же еврейская община на террритории Испании называлась Aljama. Aljama — испанский термин арабского происхождения, употреблявшийся в официальных документах и литературе для обозначения самоуправляющихся общин мавров или евреев, живших в испанских владениях. Еврейские общины в Испании вследствие своей социальной обособленности и своеобразности духовного строя всегда составляли особые группы среди остального населения.
Податная система, по которой ответственными за сборы податей с евреев являлись не отдельные лица, а представители общин, заставляла испанское правительство наделять этих представителей — раввинов и светских старшин — широкими полномочиями в сфере местного самоуправления и суда.
Ещё вестготские короли (до VIII века) налагали подати не на каждого еврея отдельно и не на главу семьи, а на целую общину, предоставив ей распределять подати между своими членами. Но как при вестготах, так и в эпоху арабского владычества не было определённой системы в деятельности раввинов и старшин, а также не было определённости и в отношении правительства к еврейским общинам.
Только после реставрации христианского управления (с XIII века) отношение правительства к еврейским подданным приобретало постепенно более определённый характер. В 1219 и 1284 годах в Толедо, в 1273 году в Барселоне, в 1290 году в Уэте и несколько раз в течение этого периода в Португалии — происходили совещания испанских чиновников с еврейскими представителями для установления точной податной нормы в еврейских общинах и урегулирования сбора податей.
Это официальное признание автономности еврейской общины должно было повести к более точному разграничению сфер власти правительственной и общинной администрации на местах. Сюда часто вторгалась и юрисдикция местного духовенства — в лице епископов, которые во многих епархиях имели феодальные права над общинами; в таких местах периодические выборы раввинов и судей происходили под контролем епископов. Выборные старшины и судьи считались ответственными за поведение еврейской общины.
Еврейская община Барселоны была справочным центром для евреев со всей средневековой Европы.
Особенно известны ответы Саломо бен Адрета: тысячи ответов или комментариев на вопросы, заданные этому барселонскому раввину евреями со всей Европы и Северной Африки. Именно в Барселоне, вместе с Жироной, сложилась знаменитая каталонская каббалистическая школа, которая после изгнания продолжала жить в местах, куда эмигрировали каталонские евреи, где они были известны как scola catalana.
Каббала относится к эзотерической интерпретации еврейского закона, Торы, которая родилась в Лангедоке в двенадцатом веке и распространилась по всей Каталонии в течение тринадцатого столетия с Жироной во главе - городом, где родился знаменитый Моссе бен Нахман (Нахманид).
Средневековые каталонские евреи в повседневной жизни общались на каталанском и иврите, что является особенно уникальным для Европы, где еврейские общины в большинстве случаев использовали доминирующий язык общения. Барселонских евреев-мужчин звали Авраам, Давид, Исаак, Самуэль, Саломо, Аструк, Юсеф, Бонжуда, Бонсеньор, Бонхом, Бондиа, Бендит, Бенвенист, Каравита, Перфет, Барук, Белльшом, Яффиа, Маймо, Видаль, Дюран... Женские имена - Regina, Preciosa, Rica, Bonadona, Bonafilla, Dolça, Clara, Goig, Estel lina, Astruga, Ester, Sara и другие.
В начале XI века еврейское население Барселоны представляло немногим более семидесяти семей, три столетия спустя оно насчитывало более 4000 человек (15 % населения), являясь крупнейшей и важнейшей общиной на Пиренейском полуострове и одной из самых важных в Европе.
Не следует думать, что абсолютно все евреи проживали на территории Каля (еврейского квартала) - как свидетельствуют документы, многие евреи владели сельскохозяйственными угодьями и даже домами за пределами Каля.
На самом деле существовало два еврейских квартала, Каль-Майор и Каль-Менор, отделенные друг от друга до тех пор, пока не была снесена разделяющая их римская оборонительная стена. Среди зданий еврейского квартала следует упомнуть Кастель-Ноу (Новый замок), который сыграл немаловажную роль в истории еврейского погрома 1391 г.
Вообще, можно было бы подумать, что устраивая изолированные еврейские кварталы, король хотел отделить евреев от христиан, спасая последних от иудейской "ереси" - однако на деле это был способ защитить евреев от антисемитизма, который буквально витал в воздухе. Но ничто не было бесплатным, и за эту защиту нужно было ежегодно платить налог, известный как «bossa e tresor del rei», что было доступно далеко не всем представителям еврейской общины.
В середине 14 века безжалостная чума резко уничтожила население, и в этом контексте появились францисканцы и доминиканцы, которым было разрешено проповедовать в синагогах. Многие из этих монахов, действуя от имени Бога, провоцировали мятежи и беспорядки, подобные тому, что случился в субботу, 17 мая 1348 г., когда несколько евреев из Барселонского Каля были убиты по обвинению в отравлении воды, что, по мнению горожан, и привело к эпидемии чумы.
Но главный погром случился в святой день иудеев, в субботу, 5 августа 1391 года, когда население праздновало День Святого Доминика, основателя Ордена доминиканцев, который, как известно, был основной движущей силой Папской инквизиции.
Барселонцы, решив совместить праздник с манифестацией, вышли на улицы, протестуя против неправомерных налогов, которые ввергли их в окончательную нищету. Самоуправлявшаяся еврейская община, напротив, процветала - и вызывала лютую ненависть у бедных, задавленных налогами христиан - ненависть, которая в тот день получила практическое воплощение.
Власти активизировали войска за пределами еврейского квартала, чтобы защитить свои интересы - тем самым отдав еврейский квартал на растерзание разъяренной толпе. Они напали на собственность, имущество общины и синагоги, которые должны были стать собственностью короля, и, что самое серьезное, они жестоко убили более 300 евреев с необычайной жестокостью. Спаслись только те, кто крестился или бежал, бросив всё, прочь из города.
Некоторые евреи нашли убежище в Кастель-Ноу (расположенном на нынешней улице Каррер-дель-Каль), но они не могли ничего сделать, кроме как отсрочить неизбежное. Consell de Cent (муниципальное правительство) прислало несколько солдат, которые мало чем помогли - равзе что арестовали некоторых зачинщиков погрома.
На следующий день, после кажущегося затишья, ярость вырвется наружу снова. Главари по давлением толпы были освобождены, и, вновь возглавив толпу отправились к Кастель-Ноу. Тем временем ударили в набат колокола барселонских церквей, призывая к решающей атаке все население. В ярости католики затопили улицы еврейского квартала, и началась резня, в ходе которой, по разным оценкам, было убито от 300 до 1000 евреев, включая женщин, детей и стариков.
Consell de Cent (городские власти) проявляли, как мы уже сказали, редкое равнодушие к происходящему. В конце концов, видя, что жестокость превысила все мыслимые пределы, муниципалитет решил вмешаться: были арестованы многие зачинщики, часть из которыз приговорили к смертной казни через четвертование или повешение - однако было уже поздно. Значительная часть евреев под страхом смерти отреклась от веры, многие были убиты, многие бежали - это означало конец еврейской общины в Барселоне.
Те немногие евреи, которые не отреклись от своей веры и остались в живых, были перемещены в район Сант-Пере, а король вскоре издал указ, согласно которому Альхама Барселоны официально перестала существовать.
Вскоре после разрушения еврейского квартала Барселоны (на что ссылается документация того времени) началось расширение Палау-де-ла-Женералитат (Дворца прпавительства Каталонии) на рухнувших домах Каля. Когда в начале 20 века во дворце проводились археологические раскопки, остатки старых зданий были обнаружены под Пати-дельс-Таронгерс (двориком с апельсиновыми деревьями)
Улицы еврейского квартала, как это случалось во все периоды истории, были переименованы в более подходящие для того времени названия. В частности, главная улица Еврейского квартала, называвшаяся улицв Синагоги, была переименована в улицу Святого Доминика - и называлась так вплоть до недавнего времени.
Изображение святого поместили в нишу над дверью в бывшую синагогу - интересно, что его и сегодня можно увидеть на том же здании, правда, в другом месте. Уже на нашей памяти улицу Святого Доминика переименовали в честь Саломона Бен Адрета - раввина барселонской Альхамы в один из периодов ее процветания.
Также была переименована улица Фонт, где, как следует из ее названия, находился общественный фонтан для евреев, которым запрещалось пить воду из фонтана на площади Сан-Жауме, предназначенного только для христиан примерно с 1356 года. Известно, что евреев, которые шли за водой на площадь Сан-Жауме, побивали камнями, а их кувшины разбивали.
Эта улица была сначала переименована в Calle de la Font de Sant Honorat (чье изображение должно разместили над фонтаном, как это произошло в синагоге с изображением Святого Доминика, а позже память о фонтане была утеряна, и улица в наши дни называется Sant Honorat. Имущество ликвидированного Каля Барселоны было конфисковано Короной. Часть квартала использовал для расширения Дворец правительства Каталонии, а в уцелевшизх домах поселились христиане.
В 1492 году Барселону покинули последние иудеи - чтобы потихоньку начать возвращаться в столицу Каталонии лишь в конце 19-го века.
А в начале 30-х годов 20 столетия в Барселону морем и сушей прибыли тысячи европейских евреев, спасаясь от нацистов. Многие из них открыли бизнес в городе, например, немецкая семья, открывшая магазины "Сепу" на Ла Рамбла, или Исаак Рева из Салоников, поселившийся и открывший офис на улице Виа Лайетана, работавший до конца Гражданской войны в Испании.
Подсчитано, что до начала гражданской войны и во время нее прибыло более 7000 евреев, как беженцев, так и членов интернациональных бригад, сражавшихся на стороне республиканцев. Некоторые из них приехали для участия в летних народных Олимпийских играх 1936 года, как, например, члены сионистской рабочей спортивной ассоциации «Хапоэль» из Палестины, ушедшие на фронт после 18 июля.
Была даже основана бригада, состоящая исключительно из комбатантов-евреев, под названием роты Нафтали Ботвина (из батальона Палафокса бригады Домбровского), созданная в декабре 1937 года под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и которая публиковавшая газету на идише «Борцы за свободу». Этот момент истории, пусть и в гротескном виде, нашел отражение в фильме Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки".
Окончание гражданской войны в Испании, и особенно мировой войны, открыло новый период определенной стабильности, несмотря на трудности быть евреем при франкизме, одержимом борьбой с иудео-масонским заговором. В сентябре 1945 года порт Барселоны снова стал местом посадки сотен евреев, направлявшихся теперь в Палестину.
Однако еврейские беженцы, поселившиеся в Барселоне, постепенно смогли исповедовать свою религиозную веру, пока режим в новом международном контексте не разрешил строительство первого здания для использования в качестве синагоги и общинного центра после изгнания в 15 веке. . В 1956 году был заложен первый камень нынешней синагоги на улице Авенир.
Однако до шестидесятых годов в Каталонии было обычным делом изображать резню евреев во время празднования Страстной недели; какие-то ритуальные расправы, которые после вполне реальных расправ нацистов не пресекались Ватиканом до 1965 года.
В последние десятилетия прибытие южноамериканских евреев, а также израильтян заметно разнообразило состав еврейской общины. Вот уже несколько лет израильская община Барселоны, состоящая сегодня в основном из сефардских евреев, сосуществует с другой общиной, более открытой и прогрессивной, состоящей главнвй образом из ашкеназов.
Статьи по теме:
Write a comment