Картина "Рыцарь смерти" была написана Сальвадором Дали в 1934-ом году и в настоящий момент находится в частной коллекции.
Картина "Рыцарь смерти" ( 65 Х 54 см; холст, масло) пополнила серию работ Сальвадора Дали, имеющих самые прямые отсылки к одному из устойчивых навязчивых образов каталонского художника - картине швейцарского символиста Арнольда Беклина "Остров мертвых".
Надо отметить, что "Островом мертвых" восхищался не только Сальвадор Дали. Мрачная и в то же время завораживающая кладбищенская атмосфера картины пришлась по вкусу и современникам Беклина задолго "до описываемых событий".
В конце 19-го века репродукцию "Острова Мертвых" можно было увидеть в любом доме средней руки, претендующем на тягу к прекрасному.
Сам Беклин, понимая, что на популярности можно и нужно зарабатывать, в свое время написал 6 вариантов этой мрачной "готической" картины.
Определенный налет ирреальности, явнго пристутствующий в картине Беклина, можно счесть предтечей и сюрреализма, и магического реализма. А уж что до скал да кипарисов, изображенных на картине Беклина - более отрадную и родную картину для Сальвадора Даливсе с его фанатичной влюбленностью в Кадакес, мыс Креус и Порт-Льигат трудно. кажется, себе и представить.
Дали настолько восхищался этим полотном швейцарца, что в 1932-ом, не удержавшись, написал свою версию под названием "Истинное изображение "Острова Мертвых" Арнольда Беклина в час вечерней молитвы" и еще ряд картин, напрямую "цитирующих" навевающий на мысли о вечности пейзаж, одной из которых как раз и является "Рыцарь смерти".
В картине "Рыцарь смерти", как и во многих других полотнах 30-хх, Дали, достигая свобственного эффекта ирреальности (или, если хотите, "сверхреальности", ведь именно так переводится слово "сюрреализм") использует интересный прием: он смешивает два типа освещения: естественное и искусственное.
Закрытое тучами небо на заднем плане - это естественный свет, а вот передняя часть полотна и плоская, как стол пустынная долина освещены призрачно-галлюцинаторным сиянием, порождающим эффект, которого и добивался Дали: мы понимаем, что видим перед собой "мгновенный снимок подсознания", выполненный с величайшей точностью.
Отдельно следует отметить и башню, врхняя часть которой виднеется позади мрачной стены кипарисов. Башни встречаются у Дали повсеместно и, по однозначному заявлению самого художника, напрямую связаны с сексуальностью. Да, да - Дали всегда был предельно откровенен и в своих высказываниях, и, тем более, в своих картинах - за что, собственно, нам и симпатичен.
Башня, однозначаный фаллический символ - всегда обладала Дали особенной эротической притягательностью. Как вспоминал сам художник, в отрочестве особенно активные эротические фантазии посещали его, когда он, уединившись на террасе своего дома на улице Рамбла Монтуриоль, мастурбировал, наблюдая освещенную лучами заходящего солнца колокольню церкви Святого Петра в Фигерасе, где был крещен.
Прошу простить мне (а точнее, Сальвадору Дали) это маленькое святотатство, но наша задача - истина, а она, как известно, бывает всякой.
Нанита Калашникофф, очень близкая подруга Дали, вспоминала, что и в зрелом возрасте художник был одержим башнями, именно в связи с их фаллической формой, постоянно отмечал из в пейзажах, и если откуда-то открывалась картинка с тремя башнями, расположенными на одной высоте, запросто мог испытать оргазм. Вот такие страннности Сальвадора.
Отмечу и еще один момент, на который, как правило, никто не обращает внимания. Во многих случаях башни в картинах Дали снабжены шестом с закрепленной на нем белой тряпкой. Все это, согласитесь, напоминает белый флаг, который, сдаваясь, поднимала осажденная крепость.
По моему глубокому убеждению, этот символ напрямую связан с тем чувством вины, которое всегда испытывал художник по причине своей привычки к мастурбации - ведь, как известно, он так и не смог избавиться от нее и после появления Галы. Скорее всего, со временем это и вовсе сделалось для него единственным способом получения сексуального удовлетворения.
Так вот, флаг на шесте над башней - символ сдачи и поражения - как раз и символизирует, убежден в этом, тщетные усилия Дали избавиться от вредной привычки и, соответственно, признание собственной слабости. С определнной поры это может указывать и на проблемы с потенцией, о которых Дали тоже упоминал многократно.
Со временем, впрочем, художник научился мириться и с тем, и с другим. Дали всегда рассказывал о своих сексуальных проблемах с подкупающей искренностью и прямотой, а впоследствии начал находить в своей импотенции большой плюс, заявляя, что энергия, которая у обычных людей расходуется на секс, у него, "божественного Дали", сберегается исключительно для творчества. Для Дали творчество всегда было именно сексуальным актом. Вспомним его высказывание: "Живопись - это то, что входит в художника через глаза и стекает с кончика кисти".
Что до радуги в картине "Рыцарь смерти" - этот древний символ человечества весьма многозначен. В скандинавской мифологии радуга является мостом, соединящим мир людей с миром богов, и в этом значении может восприниматься как замена лодке в картине Беклина "Остров Мертвых".
Статьи по теме:
Шедевры Театра-музея Дали. "Призрачная повозка"
Театр-музей Сальвадора Дали - ты помнишь, как все начиналось...
Write a comment