"Прекрасная садовница" (1507) - Рафаэль Санти. Ах, эти удивительные мадонны Рафаэля! За карьеру Рафаэль написал их не один десяток - и это не считая созданных с учениками - тем самым обогатив сокровищницу мирового искусства самым основательным образом. За что мы любим Рафаэлевских мадонн? За то, что они такие узнаваемые, близкие, земные, "человечные", наконец... Так прочно соединить божественное и земное до Рафаэля не удавалось никому - и это одна из главных причин, почему Рафаэля Санти по праву считают виднейшим представителем искусства эпохи Возрождения.
"Прекрасная садовница" - одно из сокровищ Лувра - относится к "флорентийскому периоду" в жизни и творчестве художника и потому, как несложно земетить, имеет много общего с написанными примерно в то же время "Мадонной со щеглом" и "Мадонной в зелени"
Интересно, что свое нынешнее название картина получила через два с лишним века после написания. Первоначальное имя, данное картине самим Рафэлем, кануло в лету и навсегда останется неизвестным. Идентифицировать картину мы можем благодаря "Жизнеописаниям" трудолюбивого Вазари, который свидетельтствует, что она была заказана неким "Сергарди из Сиены", а после того, как Рафаэль уехал в Рим, завершена Рудольфо Гирландайо, который, похоже, написал накидку Богородицы.
Из Сиены картина попала во Францию, ко двору Франциска I и вскоре приобрела широкую популярность. В каталогах картина долгое время указывалась как "Святая Дева в платье крестьянки", однако столь безыскусное название претило утонченному французскому вкусу, и в 1720 году искусствовед Пьер Жан Мариетт окрестил работу Рафаэля куда более "достойным" именем: "Прекрасная садовница".
Пирамидальное построение композиции заставляет сразу вспомнить о замечательной вещи Леонардо да Винчи "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом" которая тоже, кстати, находится в Лувре. За основу при изображении Девы Рафаэль взял известный тип "Читающей Мадонны", при котором младенец Иисус протягивает ручонку, чтобы схватить книгу, при этом взгляды Мадонны и Иисуса пересекается.
Справа изображен припавший на колено Иоанн Креститель с тростниковым крестом. Особенно следует отметить, что к традиционным цветам одеяния Богородицы - красному и синему - добавляется золотистый цвет рукава, призванный гармонировать с пейзажем и растениями, обрамляющими фигуры снизу.
Растения в данной картине несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку: прекрасно можно различить фиалки, символ смирения Марии, и водосбор, призванный символизировать грядущие Страсти Христовы.
Некоторые элементы прекрасной садовницы заставляют вспомнить о еще одной замечательной (возможно, лучшей) работе Леонардо - "Мадонне в скалах", однако если творениям великого да Винчи свойственно, прежде всего, удивительное мощное ощущение мистики и тайны, то в этой и других работах Рафаэля отчетливо слышен свовсем другой настрой: умиротворенности и покоя.
Интересно, что ценивший мистику превыше всего прочего Сальвадор Дали отдавал препочтения именно Рафаэлевским мадоннам, считая их непревзойденными шедеврыми и неоднократно обращаясь к созданным Рафаэлеме образам в собственном творчестве.
Статьи по теме:
Самые известные картины Клода Моне
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Write a comment