Всё творчество неподражаемой Фриды Кало можно определить как антологию боли и красоты. Всю жизнь эта мексиканка была обречена на тяжелейшие физические и духовные страдания, которым она, тем не менее, мужественно противостояла, пытаясь бороться с ними единственным доступным ей способом - с помощью живописи.
Может быть поэтому многие её работы напоминают иконы с изображением святых великомучеников. В частности, в картине "Сломанная колонна" (как и во многих других) образ Фриды и некоторые элементы иконографии сразу заставляют вспомнить о святом Себастьяне, который за приверженность христианской вере был привязан к дереву и испопльзовался в качестве мишени для стрельбы из лука.
Тело его, по традиции, изображают пронзенным многочисленными стрелами, роль которых в этой картине Фриды выполняют гвозди, которые, в свою очередь (как и покрывало, окутывающие нижнюю часть тела Фриды) заставляют вспомнить о распятом Иисусе.
В шестилетнем возрасте маленькая Фрида переболела полиомиелитом, который отступил, но оставил свой след - правая нога сделалась короче и тоньше левой, и девочка осталась хромой на всю жизнь.
Металлический корсет, изображенный на картине - как раз напоминание об этом заболевании. долгое время художница носила гипсовые повязки, однако в 1944-ом врачи рекомендовали ей стальной корсет, который сегодня хранится в ее доме-музее Каса Асуль.
Гвозди, вонзившиеся в правую ногу Фриды, но оставившие нетронутой левую - также указание на пострадавшую от полиомиелита ногу. Однако еще более сторашная трагедия случиласчь в её жизни позже - в возрасте 18 лет.
Школьный автобус, в котором ехала Фрида, столкнулся с трамваем. Её друг, Алехандро Гомес, отделался синяками и легким испугом, у Фриды же оказались сломаны ноги, позвоночник (в трех местах), ребра, вывихнуты стопа и плечо. Вдобавок, мпеталлический поручень автобуса пробил девушке пах, выйдя через влагалище - сложно даже представить, что довелось ей пережить!
По сути, Фриду пришлось собирать по фрагментам заново, что в итоге вылилось в три с лишним десятка операций. Интересно, что лишь придя в себя, она тут же попросила отца купить ей художественные принадлежности - так что в живопись Фрида вошла благодаря этой страшной катастрофе.
Отсюда - символизирующая позвоночный столб Фриды ионическая колонна, сломанная во многих местах и готовая, кажется, вот-вот рассыпаться в прах. Ощущение одиночества и страдания усиливается посредством совершенно пустынного пейзажа, а глубокие трещины в земле намеренно коррелируют с разорванным надвое телом мексиканки.
Тем не менее, Фрида не утратила желание жить, и любить. Именно любить: ее красивое упрямое лицо, прекрасной формы упругая грудь однозначно заявляют: я страдаю, я искалечена, но я не утратила право любить и быть любимой!
Другой вопрос, что любовь к "мужчине всей её жизни" - художнику Диего Ривере - обернулась очередной катастрофой. Любивший её Диего был паталогически не способен хранить ей хотя бы отдаленное подобие верности - и его многочисленные измены ранили Фриду едва ли не больнее всего прочего.
Разумеется, изменяла мужу и Фрида (достаточно вспомнить каноническую связь Фриды с Львом Троцким) - однако измены её, скорее, следует воспринимать как зеркальное отражение измен мужа, усугубленное естественным чувством мести.
Измученная, научившаяся жить с болью, как с неизбежной константой, Фрида искала выход в живописи, которая, как мы уже сказали, может считаться удивительной антологией боли, мужества и красоты, поистине бездонным вместилищем которых была эта хрупкая искалеченная мексиканка.
Статьи по теме:
Write a comment