"Корабль дураков" (1495 - 1500) - одна из самых известных картин "сюрреалиста Средневековья" - нидерландского художника Иеронима Босха. В наши дни этот шедевр (58 х 33 см; доска, масло) составляет законную гордость коллекции Лувра, где он экспонируется в 10-ом зале на 2-ом этаже галереи Ришельё - так что, "будете в луврских краях" - не пропустите это сокровище ни в коем случае!
Корабль дураков не отличается, как видим, ни грандиозными размерами, ни запредельным количеством персонажей, что объясняется просто - это лишь часть целого произведения, а точнее - верхняя половина створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой в наши дни принято считать "Аллегорию чревоугодия и сладострастия", хранящуюся в Художественной галерее Йельского университета.
Чтобы верно понимать эту картину (как, впочем, и все прочие произведения непостижимого Босха), важно помнить главное: свою уникальную фантазию, до сих пор с успехом повергающую озадаченного зрителя в состояние шока, Иероним Босх поставил на службу Церкви, бичуя грехи слабого человечества с поистине впечатляющей изобретательностью.
Именно в религиозном контексте и следует воспринимать "Корабль дураков". Корабль - и в те времена, и в наши дни традиционно символизирует Церковь, задача которой - благополучно провести наши души сквозь бесконечные житейские бури к вечной небесной пристани - то есть, к Раю, куда непременно должна попасть душа праведника. Но это если речь идет о "нормальном", то есть добродетельно-нравственно-богоугодном курсе нашего духовного "судна".
Иное дело - "Корабль дураков". Здесь, по меткому выражению одной старушки, наблюдаются повсеместные "б...ство, разврат и безобразие", которому, совместно с тёмными селянами, предаются и служители церкви - монах и две монахини. Белая лютня с круглым отверстием в центре символизирует вагину, а игра на ней означает разврат. Грех любострастия отображен и при помощи иных дополнительных атрибутов: блюда с вишнями и кувшина с вином, подвешенного к борту судна и охлаждающегося в воде.
Досталось и любителям вкусно поесть: грех чревоугодия предствавлен фигурой одного из пирующих, который с ножом в руке тянется к привязанному к мачте гусю. Другой любитель поесть и выпить, явно по всем параметрам перебравший и того, и другого, свесил голову за борт и увлеченно блюет.
Интересно отметить, что мачтой кораблю служит живое дерево. Есть мнение, что таком образом Босх намекнул на так называемое "майское дерево", вокруг которого по весне традиционно устраивались коренящиеся еще в язычестве праздненства, во время которых преступление моральных запретов и церковных догм считалось нормой.
В роли капитана греховного судна выступает шут - в традиционном наряде с бубенчиками и нелепой маской на шесте, держащийся несколько особняком и сохраняющий философское спокойствие. Во времена Босха мудрость воспринималась как добродетель и праведность, а глупость - как грех и безбожие, и потому на роль капитана влекомого прямиком в Ад корабля шут избран совсем не случайно.
Как всегда, талант и мрачная фантазия Босха превращают картину в произведение философски-аллегорического масштаба. Стоя перед нею, отчетливо понимаешь, что весь наш мир - грандиозный "Корабль дураков", влекомый коварными шутами к самому краю бездны, за которым - пугающая холодом неизвестность.
Статьи по теме:
Write a comment