Дом Мила (Ла Педрера) Антонио Гауди

Дом Мила в Барселоне - описание, история, интересные факты

Дом Мила (Casa Mila) - последний светский проект великого каталонского архитектора Антонио Гауди. В этой статье представлено  описание Каса Мила, история строительства этого удивительного здания, интересные факты, связанные с Домом Мила, другую полезную информацию, а также ссылку на сайт, где в два клика можно приобрести билеты в Ла Педреру ("Каменоломню") - таково неофициальное прозивище этого удивительного здания. Итак, Каса Мила Антонио Гауди во всех подробностях!

В конце 19-го столетия Барселона жила очень хорошо, я бы даже сказал - как никогда хорошо! Город, наконец, выпустили за пределы крепостных стен, активно велась застройка нового района Эйшампле, Барселона и Каталония в целом  переживали бурную индустриальную революцию, позволившую им стать самым богатым и промышленно  развитым регионом Испании.

Наше видео о доме Мила:

Помогла и филоксера - зловещая виноградная тля, погубившая почти все виноградники Франции и резко увеличившая спрос  на вина испанские. Одним словом, денег в регионе было много, и все финансовые реки стекались в одно огромное море - Барселону.

Народился и быстро окреп новый класс - промышленная буржуазия. Одним из видных представителей новой элиты был Пере Мила-и-Кампс - бизнесмен из уважаемой каталонской семьи, политик, фабрикант, владелец арены для боя быков "Торос Монументаль" - одним словом, приятный во всех отношениях молодой человек.

В 1903-м году этот преуспевающий бизнесмен, щёголь и блестящий красавец, находясь на курорте Виши, познакомился с самой богатой вдовой Каталонии, Росер Сежимон, муж которой, коммерсант Жозеп Гуардиола,  сколотил огромное состояние в Южной Америке  (он был одним из славной когорты "индианос", или "барселонских индейцев") - и, так уж получилось, умер, оставив все  нажитые непосильным трудом средства горячо любимой супруге.

Каса Мила - крыша
Крыша Дома Мила

Та, разумеется, скорбила, однако молодость, жажда жизни и оставленные покойным мужем средства не позволили её скорби перерасти в затяжную депрессию.

 

Отсюда, собственно, и швейцарские курорты, где так легко влюбиться и потерять голову - что, собственно, и случилось. В том же 1903-ем Пере и Росер, снедаемые любовной страстью, обеспеченной, к тому же, солидными капиталами с той и другой стороны,  сочетались браком. 

А в 1905-м  Мила выкупил огромный участок земли на Пассейдж де Грасиа, самом фешенебельном проспекте Барселоны, и обратился к Антонио Гауди с предложением выстроить там доходный дом, который одновременно являлся бы и резиденцией четы Мила. Так возник самый, пожалуй, новаторский проект в светской архитектуре 20-го столетия - дом Мила. По ходу строительства между четой Мила и Гауди возникали многочисленные распри.

Причин тому несколько: и неоднократное превышение архитектором сметы (не будем забывать, что Гауди был перфекционистом и не особенно считался с финансовыми обстоятельствами заказчиков), и трения с мэрией, поскольку Гауди вышел за пределы отведенной под строительство площади, и, безусловно, спор о гонораре, который рассматривался в барселонском суде и в 1915-м был решен в пользу архитектора.

Кстати, ни сами заказчики, ни искусствоведы, ни публика результат услилий Антонио не одобрили. Заказчики, честно говоря, обращаясь к Гауди, рассчитывали в итоге получить нечто более изящное, напоминающее дом Батльо на том же Пассейдж де Грасиа, тем более, что первоначальный проект, выполненный Гауди, как раз и напоминал дом Батльо, сильно увеличенный в размерах.  

По ходу строительства дома Мила между Гауди и заказчиками не раз возникали серьезные разногласия

Каса Мила, Барселона

Однако Пере и Росер Мила сильно и жестоко ошиблись в своих ожиданиях. Повторяться Гауди не любил.

 

Более того  - Гауди не мог, даже при всем желании, повторяться. Творчество его, в отличие от большинства известных нам примеров, с каждым годом и каждой новой работой делалось все совершеннее, достигнув своего апогея как раз к моменту смерти архитектора - и смысла возращаться к пройденным этапам, то есть, заниматься механическим копированием даже удачных своих находок Антонио Гауди не видел. 

Кроме того, Гауди большую часть своего времени проводил непосредственно на стройплощадке, являясь туда с деревянным складным стулом собственного изготовления - и многие гениальные идеи и новаторские идеи посещали его именно там, заставляя пересматривать, зачастую кардинально, многие аспекты проекта - поэтому рассчитывать, что, являясь заказчиком Гауди, получишь в итоге именно то, что собирался получить, было по меньшей мере опрометчиво.

Каса Мила - каррикатура
Дом Мила - каррикатура

Что до искусствоведов - те в очередной раз проявили свойственную этому классу людей узость мышления, и дом, задолго до завершения строительства,  был раскритикован вдоль и поперек.

 

Критику узколобых специалистов тут же подхватила пресса. "Звериная нора", "Результат землетрясения", "Причал для дирижаблей", "Свалка металлического лома", "Ла Педрера" ("Каменоломня") - вот лишь несколько прозвищ, которым наградили дом уже в процессе строительства. Творческая молодежь Барселоны, давно уже воспринимавшая Гауди как некий анахронизм, тоже включилась в эту травлю.

Роза Сежимон - жена заказчика
Роза Сежимон - жена заказчика

Барселонские газеты того времени пестрели самыми едкими каррикатурами, в которых дом Мила высмеивался самым беспощадным образом.

 

Будущая хозяйка дома Мила, милейшая Росер, настолько ненавидела и боялась голубоглазого и упрямого Антонио, что одно упоминание о нем заставляло ее хвататься за сердце. И впоследствии, кстати, как только речь заходила о Гауди, у Росер Мила не находилось для него других эпитетов, кроме как "дегенаративный монстр".

 

Впрочем, пока Гауди был жив, она не осмеливалась внести изменения даже в малейшую деталь интерьера.

Ну, что тут скажешь? Нет пророка в своем отечестве, и заслуженную оценку дом Мила получил много позже. Как и любое другое творение Гауди, дом создан на стыке ваяния и зодчества и отражает сильнейшее влияние на Гауди природных мотивов. С чем хочется сравнить фасад здания, находящийся, как кажется, в непрерывном движении?

Барханы в пустыне, морские волны, скалистые образования Каппадокии или горного массива Монтсеррат в Каталонии - такие сравнения упоминаются наиболее часто.

Современники Дом Мила, мягко говоря, "не оценили"

Дом Мила в Барселоне

Мне ближе аналогия именно с морской поверхностью - ведь тогда кованые решетки балконов (предвестник абстрактной скульптуры) органично вписываются в эту концепцию в качестве морских водорослей.

 

 Обратите внимание: пол балконов - прозрачен, что способствует дополнительному доступу света к фасаду здания. Всего балконов 33, что весьма символично и не случайно для Гауди, известного своей набожностью.Проектируя Педреру, Гауди использовал принцип свободной планировки, опередив свое время более чем на три десятка лет.

 

Во всем здании нет ни одной несущей капитальной стены. Конструкция поддерживается за счет очень удачного сочетания опор, колонн и балок, что позволяет без каких либо трудностей на каждом этаже создавать свободно планируемое пространство.

Даже фасад, который выглядит очень массивным, является самонесущим и крепится к остальной конструкции специально изогнутыми мощными балками, изготовленными на судоверфи Барселонеты при помощи прессов, которые применялись в строительстве корабельных корпусов.

Камень-известняк для постройки дома добывали  в Вилафранка дель Пенедес и Гаррафе. Его характерный бело-кремовый цвет в течение дня и в разные периоды года постоянно меняется, взаймодействуя с лучами солнца, что усиливает общее ощущение непрерывного движения. Кстати, именно из этого же камня выстроены винные погреба Гуэля в Гаррафе (еще один проект Гауди).

Антонио Гауди - экскурсии в Барселоне

Поскольку дом Мила очень велик (площадь каждого этажа 1323 кв м), Гауди снабдил здание двумя патио (внутренними двориками) площадью в 90 и 150 кв м.

 

Дворы задуманы Гауди как узловые центры сообщения, поэтому главные и антрсольные лестницы размещены по их периметру. 

 

Кроме того, по замыслу архитектора, дворы выполняют еще две функции: распределяют свет и обеспечивают его доступ к квартирным помещениям, а также обеспечивают вентиляцию всех квартир - это, своего рода, легкие здания.

Дизайн фасада и интерьеров Дома Мила вдохновлен водной стихией

Ла Педрера - потолки

А если заглянуть прямо с улицы в кафе и подняться на следующий уровень, глазам вашим предстанет вот такой потолок - прямо-таки язык не поворачивается назвать это произведение искусства столь тривиальным словом - "потолок"! 

 

Нет, это поверхность моря, по которой гуляют волны, закручиваясь на гребнях в барашки, образуя воронки и водовороты...

 

Или все же пустыня, где Господин Ветер неустанно перемещает тысячи тонн песка, выполняя эту работу от начала бытия и лишний раз заставляя нас почувствовать краткосрочность и бреннность нашего земного существования?

Барселона-экскурс - экскурсии и гиды в барселоне

Крыша дома Мила - совершенно отдельная история и в высшей степени самостоятельное пространство.

 

Это вообще свойственно работам Антони Гауди, который придавал оформлению верхнего уровня зданий первостепенное значение, создавая настоящие произведения искусства, объединенные концептуальной идеей. 

 

На крыше дома Мила лестничные выходы, вентиляционные башни и дымоходы образуют уникальную вселенную, породившую множество самых разных толкований.

А. Гауди. Дом Мила. Вестибюль

Вглядитесь в дымоходы на снимке сверху. С чем только их не сравнивали! Воины пустыни в шлемах и с закрытым лицом, стаи филинов, закрытые чадрами лики женщин, грибы и геологические образования.

 

Эти трубы были взяты за образец скульптором Субираксом, оформлявшим Страстной фасад храма Святого Семейства; Джордж Лукас, посетив крышу Педреры незадолго до съемок своих знаменитых "Звездных Войн", нашел в этих образах подсказку тому, как должны выглядеть воины империи и Дарта Ведера...

Дом Мила, Антонио Гауди. Владелец Пере Мила
Пере Мила - заказчик

Толкований множество, и здорово то, что творческий посыл Гауди служит источником вдохновения и сегодня. "Рукописи не горят" - и, точно так же, великие архитектурные шедевры - вечны!

 

Интересно отметить, что заказчик и будущий хозяин "Педреры" - высокочтимый сеньор Пере Мила - был владельцем перворго в барселоне автомобиля.

 

Именно по этой причине Антонио Гауди планировал соорудить в одном из патио пологий и достаточно широкий пандус, по которому Мила мог бы заезжать прямо на свой этаж и парковать авто едва ли не рядом с кроватью.

Среди поклонников дома Мила - Сальвадор Дали и Джордж Лукас

Дом Мила - ночные визиты

Впоследствии эту часть проекта по практическим соображениям пришлось пересмотреть, но  лучшему: ведь именно таким образом, и именно в доме Мила впервые в истории Барселоны - да что там, впервые в истории Европы! -  появилась подземная парковка!

 

С 1984 года дом Мила принадлежит банку "Caixa Catalunya", который вполне может себе это позволить, и является действующим музеем.

Невзирая на не самую маленькую стоимость входного билета, Ла Педрера стабильно входит в топ-десять самых посещаемых объектов Барселоны. Билеты в Дом Мила, если речь идет о высоком сезоне (май-октябрь) лучше покупать заранее. 

300*250
дом мила, ла педрера, барселона экскурс, экскурсии в барселоне, гиды в барселоне, экскурсии по барселоне