Она не просто одна из жительниц Дома Мила, известного как "Педрера" - самого, может быть, знаменитого светского творения Антонио Гауди, построенного в 1906 - 1912 г.г. и расположенного на пересечении улиц Provenza и Passeig de Gracia - она ПОСЛЕДНЯЯ жительница этого дома.
Именно так: "Последняя жительница Педреры" - и называется роман Анны Виладомиу, в основу сюжета которого лег 30-летний опыт ее собственной жизни в этом культовом модернистском здании Барселоны.
Выпускница философского факультета, закончившая, вдобавок, курсы писательского мастерства при "Барселонском Атенее" - Анна Виладомиу, пребывая в творческом кризисе, мучительно раздумывала над сюжетом своей третьей книги, когда один из ее хороших знакомых обратил внимание Анны на тот очевидный факт, что она сама, по сути, живет внутри готового сюжета - и даже не замечает этого.
Ведь она - последняя жительница уникального здания, которое посещают свыше 1 000 000 человек в год, и которое давно уже обратилось в объект гаудианского культа и массового паломничества туристов, и иначе, как эксклюзивнейший музей и объект ЮНЕСКО, никем давно не воспринимается.
Сама мысль о том, что внутри этого мегапосещаемого музея может кто-то жить, большинству из нас покажется нелепой - однако Анна Виладомиу действительно живет на 4-ом этаже знаменитой "Каменоломни", и она такая - одна, одна на всей планете "Земля"! Так почему бы в таком случае не использовать ее уникально-эксклюзивный жизненный опыт как основу для грядущего романа?
Оценив подсказанную знакомым идею по достоинству, Анна Виладомиу решила приступать - и подошла к делу, что называется, основательно. 40 встреч-интервью с людьми, имеющими или имевшими отношение к дому Мила, которому в романе суждено было стать главным персонажем; после этого - встреча с другом, известным периодистом Карлесом Бошем, оказавшим ей неоценимую помощь в написании романа - и, наконец, книга под названием "Последняя жительница Педреры", выпущенная в издательстве Roca Editorial, увидела свет.
Как несложно догадаться, прототипом главного действующего лица - Мартины Месигер - выступила сама Анна Виладомиу, поэтому роман, в известном смысле, можно считать и автобиографическим.
Но вернемся к Анне - нас, как несложно понять, в большей степени интересует не ее литературный опус, а она сама и принадлежащая ей квартира в доме Мила. А квартира эта, надо сказать, не менее уникальна, чем статус ее владелицы.
Квартира эта, особенно в солнечный день, каких в Барселоне большиество - ослепляет, и спастись от этого агрессивного изобилия света не помогут никакие солнцезащитные очки.
Причина в том, что интерьеры здания выедржаны исключительно в белых тонах. Белые стены, белая мебель, белые ковры, белые двери - даже белый велосипед, являющийся частью дизайна (работа известнейшего архитектора и дизайнера Оскара Тускетса)...
Между тем, судьба самой квартиры, по подозрениям владелицы, вряд ли за вековую историю здания всегда оставалась такой же кристально белой и чистой. Скажем, в смутные годы Гражданской войны в Испании (1936 - 1939) в цокольном этаже разместлась штаб квартира Рабочей Партии Марксистского Единства (POUM), а в бельетаже (где до того проживали Пере Мила и Росарио Сежимон, заказчики и валадельцы дома Мила), расположилась Объединенная Социалистическая Партия Каталонии (PSUC).
А квартира самой Анны запросто могла стать в те годы одной из страшных барселонских тюрем той поры, в которых задержанные политические оппоненты Республики подвергались жестоким пыткам и даже расставались с жизнью...
Да, такое, к сожалению было в те братоубийственные годы - и среди самых разнообразных сфер использования, которые познала Педрера за сто с лишним лет своего существования, вполне могла фигурировать и эта.
В разные времена в здании размещались ателье по пошиву модной одежды, игровые залы, нотариальные конторы, агентства по торговле недвижимостью, отели, консульства и даже резиденция египетского принца с гаремом...
"Изначально моя идея была использовать Педреру в качестве неизменного места действия, объединяющего всех основных персонажей романа. Однако со временем Педрера, так уж получилось, превратилась не только в полноценного, но, пожалуй, в самого главного героя произведения."
В 1986-ом дом Мила был приобретен в собственность банковским фондом Caixa de Catalunya, который предложил многим из жильцов здания с правом пожизненной аренды миллионные выплаты за то, чтобы они освободили свои квартиры. Суммы были такими значительными, что на них бывшие обитатели Педреры смогли приобрести собственную недвижимость - и весьма неплохую.
-А нам никто и никогда денег за переезд не предлагал, - вспоминает Анна Виладомиу, точно так же арендующая квартиру в Педрере пожизненно. - Мне кажется, нас решили сохранить в качестве своеобразной "достопримечательности" - наподобие гориллы Снежка в Барселонском Зоопарке.
Привыкнуть к этому необычнейшему из домов было непросто - признается Анна. "Это сейчас я люблю эти стены, эти полы и потолки... А в свое время мне потребовалось немало времени, что понять, что это самое место, где мне придется прожить всю жизнь...
Вспоминаю, когда дети были еще маленькими, и мы выбирались, бывало, на пляж со всем сопутствующими атрибутами: надувными кругами, зонтиками, купальными костюмами и переносными холодильниками - уже тогда постетители смотрели на нас совершенно круглыми глазами. Потому что жить в Педрере - это не то, что жить в обычном доме.
Сегодня, стоит только мне открыть в окно, выходящее в патио - меня в ту же секунду десятки раз сфотографируют с крыши, можно не сомневаться!" И повсюду сотни и сотни камер - "Большой Брат" следит за каждым твоим шагом. В воскреснье вечером и ночью, впрочем, всякая туристическая деятельность в доме ненадолго затихает, и ты остаешься в этом огромном доме совершенно одна - и это тоже незабываемые ощущения.
Я к ним успела уже привыкнуть, но одна из моих старых подруг, как-то приехавшая ко мне погостить и прогулявшаяся по коридору вдоль патио, признавалась, что ее было не по себе в этом гигантском, странном и совершенно пустом помещении."
Неизвестно, какая дальнейшая судьба уготована огромным квартирам дома Мила. Не исключено, что их превратят в апартаменты класса люкс, которые мгновенно, можно не сомневаться, снимут на годы вперед китайские нувориши, арабские шейхи и наши родные российские олигархи. Но это будет потом - если будет.
Пока же в этом доме остается один жилец - Анна Виладомиу. Женщина с белыми волосами, живущая в белой квартире. Такая же странная, как и само здание. "Последняя из могикан"...
Write a comment