"Ла Перла". Рафаэль. Около 1518 г. Масло, доска, 147,4 x 116 см. Зал 049 в музее Прадо в Мадриде.
Картина Рафаэля "Святое Семейство", также известная под названием «La Perla» ("Жемчужина" - исп.), представляет Деву Марию, Младенца Иисуса, Святого Иоанна и Святую Анну. Младенец Иисус сидит на коленях у Девы Марии, на которую он смотрит с улыбкой, обернувшись к ней в полупрофиль. Левая ножка Младенца опирается на плетеную детскую кроватку, написанную с большой тщательностью и мастерством.
Святой Иоанн стоя раположился перед Младенцем и предлагает ему фрукты, в то время как Дева созерцает эту картину с безмятежным и умиротворенным выражением лица.
Святая Анна, опустившись на колени позади Младенца, застыла в глубоко задумчивой позе, с нежно приобнявшей ее рукой дочери на плече. На заднем плане справа открывается пейзаж с разрушенными зданиями, мостом через реку и маленькими фигурами, а слева, за оконным проемом, виден святой Святой Иосиф, легко различимый по тонко очерченному нимбу. На переднем плане присутствуют растительность, камни и ракушка.
"Ла Перла" - поздняя работа Рафаэля, в которой влияние Леонардо да Винчи чувствуется особенно отчетливо: как в пирамидальном расположении фигур, так и контрастах света и тени. Учитывая эти стилевые особенности, общепринятая дата его создания - около 1518 года.
Предшествующий наложению красок рисунок очень подробен и имеет четко очерченные линии. В нижней и центральной области, где размещена группа фигур, наблюдается сетка разметки со стороной 11 см, что совпадает с размером овала лица Богородицы, который, очевидно, и был избран в качестве основного модуля.
Наличие разметки позволяет понять, что текущая композиция основана на предыдущем рисунке, следов которого не сохранилось. Возможно, он не был детальным, а содержал изображение только лишь основной группы персонажей.
В окончательной композиции мы находим многочисленные изменения относительно подготовительного рисунка. Хотя картина в окончательном (нынешнем) варианте, приблизительно повторяет контуры и характеристики рисунка, легко обнаружить различные мелкие или даже крупные детали, которые подверглись изменениям. Рентгеновский снимок работы показывает, что первая версия композиции располагалась ниже текущей, и гораздо больше совадала с предварительным рисунком.
Таким образом, мы можем говорить о двух фазах живописного исполнения; первой, пости в точности следовавшей подготовительному рисунку, и второй, существенно изменившей окончательный внешний вид работы.
Модификации, выполненные на втором этапе, очевидно были направлены на то, чтобы уменьшить безмятежность картины и создать большее напряжение: овал лица Девы становится острее, у детей добавляются кудряшки, складки становятся многочисленней и сложнее, а свет и тени усиливаются. Меняется и ландшафт, в окончательном варианте приобретший бОльшую мрачность.
По словам Вазари, картина "Ла Перла" была написан для графа Людовико Каносса, епископа Байе. В 1604 году его потомок Галеаццо Каносса передал его Винченцо Гонзага, герцогу Мантуи, а в 1627 году его купил Карл I Английский вместе с другими произведениями семьи.
После того как английский король был - вот незадача! - обезглавлен, картина Рафаэля перешла в руки одного из королевских кредиторов, Эдварда Басса, у которого "ла Перлу" купил Алонсо де Карденас по поручению дона Луиса де Аро.
От Аро картина попала, наконец, к королю Филиппу IV, который, согласно преданию, только лишь завидев ее, дрожащим от восторга голосом воскликнул: «Вот подлинная жемчужина моей коллекции!»
Именно этим эпизодом объясняется название картины: «Жемчужина», под которым она с той поры упоминается в различных каталогах. Король отправил картину в монастырь-дворец Эскориал, где она оставалась вплоть до появления Наполеона и его подручных, которые по праву победителей без ложной скромности вывезли "Ла Перлу" в 1813 году в Париж.
Но не всё коту масленица. У Наполеона начались серьезные проблемы, в конце концов превратившие его в одинокого изгнанника. "Ла Перла" была возвращена в Эскориал в 1818 году, а с 1857 году выставляется в музее Прадо.
В драгоценных россыпях коллекции Прадо легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Статьи по теме:
11 шедевров музея Прадо в Мадриде
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Write a comment