Картина Клода Моне "Прогулка. Дама с зонтиком", известная также под названием "Камилла Моне с сыном Жаном" была написана художником в 1875 году и причмечательна сразу по нескольким причинам.
Во-первых, потому, что Моне решил, наконец, несколько отвлечься от бесконечного изображения слабо одушевленных предметов, к чему, как мы знаем, питал непреодолимое пристрастие. Да, количество стогов сена, маковых полей, кувшинок, видов лондонского Парламента и Руанского собора, порожденное Моне, слабо поддается учету и наглядно демонстрирует негативное отношение художника к такому подозрительному классу живых существ, как люди.
Да, род человеческий не вызывал у Моне особенного восторга - и здесь его можно понять. Однако, как бы ни было, "все мы люди, все мы человеки", и потому лично нас в живописи привлекают именно человеческие персонажи. Приятно, что Моне решил пойти нам навстречу, изобразив сразу двух человек - свою возлюбленную жену Камиллу и сына Жана.
Вторая причина, по которой "Прогулка. Дама с зонтиком" является хорошей картиной, заключается в том, что Клоду Моне замечательно удалось справиться с поставленной задачей - передать атмосферу украденного у времени мгновения: одной секунды солнечного и ветреного летнего дня в воспетом импрессионистами Аржантёе.
У Клода всё получилось как нельзя лучше: много солнца, зелени, растревоженные ветром облака в неоглядной небесной выси; он только что окликнул любимую Камиллу, и та, не прекращая движения, обернулась на зов мужа...
Камила не стоит - она движется, как движется по пестрящему солнечными пятнами зеленому ковру её тень. А вот ребенок, напротив, застыл как вкопанный - то мгновение внезапной детской окаменелости, которое вот-вот, глазом не успеешь моргнуть, сменится шумом и бурным движением.
Очевидно, что Моне поместил Жана на задний план, чтобы придать изображению необходимую глубину - и это безусловно ему удалось. "Прогулка" - очень "впечатленческая" (импрессионистская картина), хотя в свое время, будучи выставленной на второй выставке импрессионистов в галерее Поля Дюран-Рюэля, она не вызвала особого интереса ни у публики, ни у критиков.
Между тем, сам Моне небезосновательно считал эту вещь стоящей и спустя десяток лет вновь вернулся к схожему сюжету. На этот раз Камиллу заменила Сюзанна Моне - дочь второй жены художника и любимая падчерица Клода - однако картины, на наш взгляд, получились гораздо менее удачными.
В наши дни полюбоваться этой замечательной вещью Клода Моне можно в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
Статьи по теме:
Портрет Эмиля Золя (Эдуард Мане)
Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница, и есть ли она вообще?
Write a comment