На фасаде Страстей храма Святого Семейства в Барселоне несколько дней назад появился новый Лев Иуды, символизирующий победу Христа над смертью - и хочется надеяться, что установка скульптуры и ее последующее существование не будут омрачены столь многочисленными скандалами и целой бездной более чем обоснованной критики, сопровождавшей установку "Льва №1".
Название этой статьи не случайно: в 2015-ом уже делалась попытка увенчать фронтон портика фасада Страстей этим злополучным львом, и результат вышел, прямо скажем - ужасным. Собственно, вы легко можете убедиться в этом сами, изучив, как следует, размещенную справа фотографию.
Хорошо помню собственные ощущения, когда я, оказавшись у Саграды с экскурсией, впервые лицезрел установленного только что "Льва №1". Что-либо более страшное, постыдное, неуместное сложно себе было даже представить - и точно такие же чувства, я хорошо это видел, испытавали и мои туристы.
Возможно, этот лев неплохо смотрелся бы в качестве персонажа мультфильма для детей в возрасте от 1 до 3 лет - но для трагического, сплошь составленного из костей человеческих фасада Страстей нашей Саграды - одного из величайших произведений мировой архитеткуры - он, поверьте, не годился совершенно.
На руководство Саграда Фамилия обрушилась настоящая лавина справедливой критики, и те, засмущавшись, "Льва №1" все-таки демонтировали. Не забыв, правда, вполне по-испански оправдаться при этом: дескать, мы всего лишь делаем свое дело, идя путем проб и ошибок, что было крайне свойственно и самому Антонио Гауди.
Оправдание весьма сомнительное, учитывая смехотворно и несравненно низкий уровень исполнения этой, с позволения сказать, "скульптуры". Более того, я совершенно уверен: если бы Гауди восстал из гроба и увидел этот ужасный кусок камня хотя бы на секунду - он немедленно умер бы вновь, причем, с великим облегчением.
Так или иначе, под давлением возмущенной обществености мультяшного "Льва №1" спрятали от оскорбленных глаз людских, а так не на долго занятый им пьедестал до недавнего времени оставался вакантным.
Правда, как можно видеть на сделанной пару недель назад фотографии, в последнее время место, где стоял первый лев (окончание фронтона портика слева) было закрыто сеткой и лесами.
Причина этого выяснилась несколько дней назад: оказывается, там велись работы по установке "Льва № 2", после завершения которых новый лев Иуды предстал, наконец, перед публикой.
Итак, знакомьтесь: "Лев №2" - работа скульптора Лау Фелиу. Гранит, из которого выполнена скульптура, добыт в тех же каменоломнях, откуда брали материал для мостовой на Елисейских Полях в Париже.
И это, пожалуй, все положительные слова, которые лично я могу адресовать новому животному. Потому что, по моему персональному мнению, опять получилось нечто, весьма далекое от идеала!
Похоже, перевелись на планете Замля нормальные скульпторы, способные адкекватно изобразить льва в контексте места его пребывания (Храм Святого Семейства) - и даже вне всякого контекста!
Воля ваша, но от "Льва №2" веет той же мультяшностью, дешевизной и дурным вкусом, что и от его предшественника - разве что в несколько меньшей степени.
Кстати, на другой стороне фронтона тот же скульптор, Лау Фелиу, отметился еще одним своим произведением: массивным гранитным изваянием барашка Авраама, художественные достоинства которого и уместность его на фасаде Страстей тоже вызывают большие вопросы.
Однако, поскольку лев появился уже во второй раз, а первое явление, как мы помним, было отмечен большим скандалом - именно лев вызывает у публики первостепенный интерес.
В социальных сетях, где Саграда Фамилия является постоянным и очень популярным объектом для обсуждения, уже отметили, что, похоже, скульптор "видел в своей жизни совсем немного львов" - но проблема, на мой взгляд, даже не в этом.
Проблема в том, что весь фасад Страстей, выполненный по проекту Гауди, но совсем другим мастером - Жозепом-Марией Субираксом - сам по себе, особенно в части скульптур, является сплошной стилизацией - в противовес крайне натуралистичному скульптурному ряду фасада Рождества, выполненного при жизни Гауди.
А означает это только одно: все скуптуры на Страстном фасаде, раз уж это стилизация, должны быть выдержаны в заданной изначально Субираксом стилистике - иначе они будут выглядеть там чужеродными и неуместными. Субиракс умер в 2014-м году, и сам поучаствовать в процессе уже не может. Поэтому остается один выход - стилизация "под Субиракса". Почему-то это элементарное понимание недоступно ни скульпторам. ни руководству проекта.
Впрочем, возможно, я преувеличиваю, и прияиной тому - мое крайне трепетное отношение к великому замыслу Гауди. Все-таки очевидно, что новый лев - гораздо лучше старого, поскольку хуже старого быть ничего не может.
Write a comment