Источник фото: Музей Дали во Флориде
"Сардана ведьм. 1918. Акварель, масло, чернила, бумага. На этой ранней акварели Сальавдора Дали изображена группа из четырех призрачных женщин, танцующих сардану над тихими водами залива Кадакес.
Эта сходу запоминающаяся работа юного Дали (художнику на момент создания работы было всего 14 лет) одновременно романтизирует и пародирует традицию сарданы - национального каталонского танца, восходящего к временам римского присутствия в Испании.
Монохромная зеленая палитра добавляет неподвижности и покоя фону акварели, поскольку единственный свет в сцене исходит от несколькиз разбросанных в небе звезд и двух одиноких освещенных окон городка Кадакекс. За спящим на берегу моря рыбацким селением встают черные массы Пиренейских гор.
Мир замер, и городишко спит - однако на фоне этой сонной идиллии каталонские национальные ведьмы кружат в галлюциногенной сардане, радуя мастерски изображенными анатомическими особенностями своих обнаженных тел. Волосы их развеваются ветром, порожденным их бурным движением - ибо на море штиль, и вода залива выглядит почти неподдвижным зеркалом.
Сардана - древний танец каталонцев, возникший во времена Христа, затем потерявшийся во мраке веков, но вновь возрожденный и популяризованный в 19 столетии каталонским композитором Пепом Вентурой (1817-1875).
Сардана Вентуры (современная) содержит неограниченное количество тактов, что значительно отличается от закрытой структуры традиционной сарданы, состоящей из 98 тактов. «Сардана ведьм» Дали была впервые представлена под каталонским названием La Sardana de les bruixes в специальном выпуске газеты Empordà Federal, опубликованном в 1921 году, в котором воздавалась дань уважения Вентуре за его вклад в каталонскую культуру.
Возрождение сарданы Вентурой было частью культурного возрождения, спонсируемого федералистским каталонским правительством, и считалось «чудом национализма». Дали также создал более скромное изображение сарданы под названием La sardana, которое было опубликовано на обложке того же выпуска Empordà Federal, посвященного Вентуре.
Все всякого сомнения, «Сардана ведьм» Дали навеяна знаменитым "Танцем" Анри Матисса (1910), выполненным в полном соответствии с канонами самоизобретенного Матиссом фовизма в кислотно-ярких красном, синем и зеленом цветах.
Несмотря на значительно более скромную цветовую палитру Дали, ритмичная последовательность извивающихся в полете-танце тел в полете дает подобное же ощущение движения.
Через несколько лет после написания «Сарданы ведьм» Дали сотрудничал с другом детства и каталонским писателем Карлесом Фажесом де Климент (1902-1968) над сборником стихов под названием Les bruixes de Llers (Ведьмы Льерса), опубликованным в 1924 году. Возможно, вдохновленный своей ранней акварелью, Дали создал иллюстрации для книги Климента, в том числе и для стихотворения под названием «Sardana de bruixes» (Сардана ведьм). Поэма представляет собой игриво-сатирическое воспевание мистических качеств трамонтаны (северного ветра):
«Колдуны и безумные ведьмы
танцуют сардану в бушующем небе
Их зловещие гривы волос развеваются на ветру
несущемся меж облаков»
Хотя «Сардана ведьм», написанная Дали в 1918-ом, не фигурирует в книге в качестве иллюстрации, сцена, описанная Климентом, является идеальным описанием акварели. Самобытная долина Ампурдан и сегодня славится своей исключительной живаописностью и всегда окружавшим этот регион налетом мистики и чертовщины.
Рейнольдс Морз (приятель Дали, коллекционер творчества каталонского художника) приобрел «Сардану ведьм» в августе 1956 года у Галереи Марагаль в Барселоне, и в наши дни работа принадлежит коллекции замечательного музея Дали в Сейнт-Питерсберге (Флорида, США).
Статьи по теме:
Этюд обнаженной (1925) - Сальвадор Дали
Дионис, выплевывающий цельный образ Кадакеса на кончик языка трехэтажной гаудианской женщине
Write a comment