Фасад Страстей Храма Святого Семейства в Барселоне выполнен по проекту Гауди, но воплощен в жизнь другим крупным мастером: Жозепом-Марией Субираксом - которой не не привнести в оформление фасада много "своего".
Оказавшись в Барселоне, всякий порядочный турист не преминет посетить Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) - бессмертный шедевр великого Антонио Гауди.
И, когда первый шок от величия и необычности увиденного минует, и турист начнет присматриваться к деталям, на фасаде Страстей он обнаружит лабиринт. Поговорим о нем чуть подробнее.
Фасад Страстей - тот самый, вызывающий наиболее противоречивые отклики, я бы даже сказал, скандальный - по причине того, что выполнявший его скульптурное оформление мастер - ныне покойный Жозеп Мария Субиракс - наотрез отказался от идеи следовать эстетике и стилю фасада Рождества, сотворенного, пусть и не целиком, при жизни и под непосредственным руководством самого А. Гауди.
Фасад этот, а точнее, работу Субиракса повдергали жесткой критике еще при жизни скульптора - продолжают ругать и сейчас. Тем не менее - это уже история, он уже существует в своем неизменном виде.
В прошлом году были завершены окончательные работы по его созданию, так что, на данный момент, это вполне законченное, цельное и в некотором смысле самоценное произведение искусства - хотим мы того или нет.
Я, например, хочу - поскольку считаю проделанную работу Субираксом интересной и достойной, не говоря уж о ее титаническом объеме.
Исповедуя свой собственный стиль, в плане символики, разумеется, Субиракс неукоснительно следовал задумке Гауди - в особенности, если речь идет о ключевых элементах фасада. Однако есть можество мелких деталей, появившихся на Страстном фасаде уже по воле самого Субиракса. Об одной из таких деталей - о лабиринте - мы и поговорим в этой статье.
Вообще, традиция размещать изображения лабиринтов в церквях очень стара и восходит ко временам Средневековья. Иногда это небольшой барельеф на стене, временами - огромное изображение, выполненное на плитах пола, как например в кафедальных соборах Шартра или Амьена.
Какой смысл вкладывали средневековые зодчие, изображая лабиринты в объектах религиозного культа? На протяжении Средних Веков лабиринт, прежде всего, символизировал долгий и трудный путь, исполненный тягот и лишений, который человек должен пройти на своем пути к Богу, символически изображенному в самом центре лабиринта.
Первоначально лабиринты предполагали лишь один единственный вариант пути, ведущего к его центру. Выход из такого лабиринта, был ничем иным, как возвращение тем же путем в обратном направлении.
До 15-го столетия большинство лабиринтов принадлежали именно к этому типу. Однако эпоха Ренессанса, несколько ослабившая незыблемую позицию Бога и выдвинувшую на первый план самоценного человека, внесла свои коррективы.
Из церквей лабиринты перекочевали в сады знати, где они создавались в виде дорожек между высоких кустов, предполагали наличие множества путей, на выбор, многие из которых заканчивались тупиками - иными словами, являлись местом ,полным укромных уголков и закоулков, иделально подходивших для любовных приключений. В это время лабиринт воспринимался как место, где человек может легко потеряться и согрешить - чем, собственно, в лабиринтах садового типа частенько и занимались.
Но вернемся к лабиринту Жозепа Марии Субиракса. Среди творческого наследия мастера есть созданная в 1993 г. полихромная деревянная скульптура под названием "Лабиринт 2".
На первый взгляд, особенно если учесть, что каменный лабринт на фасаде Страстей был также создан в 1993-м, может показаться, что обе работы аналогичны. Однако это не так. При внимательном рассмотрении станет понятно, что деревянная скульптура предлагает наличие нескольких путей, некоторые из которых заканчиваются тупиками.
Лабиринт же, представленный на фасаде Страстей, допускает лишь один путь - что объединяет его именно с лабиринтами средневековых храмов. Такой лабиринт можно также воспринимать как символическое изображение нашей жизни, тот самый путь, который мы проходим от рождения и до смерти. Предвидеть этот путь, знать, каким он будет, может лишь тот, кто наблюдает его сверху - иными словами, Бог.
Еще один смысл, который вкладывал Субиракс в это изображение - путь Христа от суда и приговора к распятию, смерти и воскресению к жизни вечной.
Статьи по теме:
Храм Святого Семейства в Барселоне - история строительства
Write a comment