Конец номера (пастель, холст, 72 х 46 см) - картина, написанная Пабло Пикассо в 1901 году в Париже и в наши дня являющаяся частью коллекции Музея Пикассо в Барселоне. С ранних лет Пабло Пикассо испытывал огромное влечение к волнительному, полному тайн и чувственных наслаждений миру женщин. Пабло сделался завсегдатаем публичных домов в самом нежном возрасте, что наложило неизгладимый отпечаток на всё последующее творчество художника.
Точно так же определило выбор тем начинающей звезды и проживание в Старом городе Барселоне, который был широко известен как "долина греха" и являл собой восхительную смесь кабачков, борделей, театров, кафе-шантанов и кабаре, коими особенно славился в ту пору барселонский проспект Параллель.
Однако "примером для подражания" барелонской Параллели служил парижский Монмартр, и оказавшись там (то есть, следуя по неизбежному для всякого барселонского художника пути), припав к "первоисточнику", Пикассо был затянут в разгульно-пьяно-околотворческий мир дешевых и ярких удовольствий окончательно.
Это был его мир - та самая среда, в которой Пикассо чувствовал себя как рыба в воде, ибо и сам являлся его неотъемлимой частью. На картине "Конец номера" изображена, предположительно, Иветта Гильбер (фр. Yvette Guilbert, 20 января 1865, Париж — 3 февраля 1944, Экс-ан-Прованс) — французская певица и актриса кабаре.
Дочь старьевщика и шляпницы. Работала в швейном ателье, с 16 лет — продавщица в универмаге Printemps на бульваре Осман. Окончила курсы драматического искусства (1885). Дебютировала в Théâtre des Bouffes du Nord, затем играла в Théâtre de Cluny, Théâtre des Nouveautés, Théâtre des Variétés.
Не удовлетворённая третьестепенными ролями, стала петь в кафешантанах и мюзик-холлах. В её репертуаре были песни на стихи Поля де Кока, Жана Лоррена, Жана Ришпена и собственные сочинения. Отличительной манерой исполнения для Иветты стало введение в шансон не вполне пристойных песенок-скороговорок, подкупавших публику сексуальным содержанием.
При этом певица поражала слушателей контрастом: скромной внешностью и дерзкими текстами. Большинство песен Иветты повествовали о неразделенной или трагической любви на фоне парижской нищеты, с которой она была знакома не понаслышке.
В автобиографической книге «Воспоминания», вышедшей в 1927 году, Иветта Гильбер раскрывает свой секрет успеха у публики: «Творить бесстыдства и смеяться над пороками слушателей, делая их темами юмористических песенок и заставляя их смеяться над самими собой».
Во время выступления Иветта всегда была одета в желтое или зеленое платье и длинные черные перчатки, про которые она сама писала: "Черные перчатки — символ изысканности, который я могу внести в эту хулиганскую и простоватую атмосферу".
В мюзик-холле Эльдорадо её заметил Зигмунд Фрейд, они познакомились, между ними завязалась оживленная переписка. Впоследствии Фрейд повесил её фотографию в своём кабинете рядом с фотографией Лу Саломе.
При поддержке Шарля Зидлера, с которым познакомилась в 1885, получила в 1891 ангажемент в Мулен Руж. Её дебюту посвятил первый выпуск своей ежемесячной хроники в журнале Mensuel Марсель Пруст. Здесь певицу увидел Тулуз-Лотрек, изображавший её впоследствии не однажды.
В 1906 Гильбер выступала в Карнеги-Холле, в 1913 — в казино Ниццы, пела в Германии и Великобритании. Её репертуар в эти годы стал более литературным, пополнился средневековыми песнями.
В поздние годы занималась театральной антрепризой, была ведущей хроники в газетах и журналах, выступала по радио, занималась преподаванием и режиссурой, написала несколько книг, снялась в фильмах Мурнау (Фауст, 1926), Л’Эрбье (Деньги, 1928), Мориса Турнёра (Две сиротки, 1933), Саша Гитри (Помечтаем, 1936) и др.
Записывала песни около сорока лет, многие записи сохранились. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Вкус к спонтанности и стремлению поймать ускользающий момент, который Пикассо демонстрирует в работе "Конец номера", в значительной степени унаследован от Тулуз-Лотрека, о котором Пабло скажет много лет спустя: «Именно в Париже я осознал всё величие Тулуз-Лотрека как художника».
Свое восхищение французским художником Пикассо выражает и в других работах, применяя плавные и плоские цвета с четко прописанным силуэтом, и обязатлеьно используя жест, великолепно передающий эфемерность мгновения, как и в данном случае.
Статьи по теме:
Крыши Барселоны (1903) - Пикассо
Бланкита Суарес (Пабло Пикассо)
Арлекин с зеркалом - Пабло Пикассо
Write a comment