Пабло Пикассо (1881-1973): Нана, 1901.
Картон, масло, 102 х 60 см.
Подпись слева внизу: «Пикассо».
Барселона, Музей Пикассо, 4274.
Пикассо написал эту работу в Барселоне весной 1901 года, прежде чем отправиться во второй раз в Париж. Тема связана с обычным присутствием карликов в испанской живописи Золотого века. Во время пребывания в Мадриде в 1895 году Пикассо скопировал лица двух шутов с портретов кисти Веласкеса - "Дон хуан де Калабасас" и "Дитя из Вальекаса" (обе копии находятся в Музее Пикассо в Барселоне). Тем не менее, тема и обстановка предполагают явно современный сюжет, подсмотренный в одном кабаре, которое в те годы очень часто посещалось художником.
Асимметрия композиции и ее вертикальность чем-то напоминают японские литографии, но прежде всего Дега, для которого наклонность сцены изображения была являлась вполне обычным приемом. Опять же, явное тяготение Пикассо к гротеску позаимствовано, все всякого сомнения, у Тулуз-Лотрека.
Использование раздельных мазков и чистого цвета демонстрирует отличное знание Пикассо постимпрессионистской живописи, с шедеврами которой он имел возможность ознакомитьсяв о время своего первого пребывания в Париже. Тогда же юный пришелец из Барселоны смог узнать и оценить работы Тулуз-Лотрека. которые оказали на Пикассо очень заметное влияние.
В этой смеси позаимствованных из разных источников стилей проявляется, тем не менее собственный стиль Пикасо - еще не определившийся, еще ищущий свое лицо, но уже начавший, мало-помалу, обретать его.
Мириады разноцветных мазков, как на картине Ван Гога, окружают фигуру, плотно нанесенную на авансцену, а явное высокомерие (слегка задорное, в чем-то нелепое и даже смешное) тут же заставляют вспомнить персонажей Франсиско Гойи. Предположительно, выставка Гойи, проходившая в Мадриде в 1900 году, также могла повлиять на особенности изображения персонажа - наглой, веселой и агресивной карлицы.
Эта картина не появилась на выставке, организованной Амбруазом Волларом в июне 1901 года (там были предствлены работы двух художников: Итуррино и Пикассо), однако она вполне предвосхищает кабаре-тематику картин, которые были представлены на выставке, среди которых немало вещей было посвящено куртизанкам.
Статьи по теме:
Портрет матери художника - Пабло Пикассо (1896)
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Самые известные картины Ван Гога
Самые известные картины Пикассо
Write a comment