Картина "Пейзаж с тарелкой и телефоном", также известная под названием "Телефон на тарелке с тремя жареными сардинами в конце сентября", была написана Сальвадором Дали в конце 1938-го - начале 1939 года и вошла в целую серию мрачных полотен каталонского художника, свидетельствующих о неизбежности грядущей войны.
В то же время, напомним, Дали написал и очень схожую по сюжету, цвету и настроению вещь - "Имперские Фиалки", которая в данный момент находится в Театре-музее Дали в Фигерасе. , и еще более известную "Загадку Гитлера".
В сентябре 1938-го Сальвадор Дали и Гала поселились на вилле Коко Шанель под названием "Пауза" в местечке Рокабрюн недалеко от Монако. Здесь Дали целых четыре месяца напряженно работал, готовя картины для будущей выставки в Нью-Йорке. Ситуация в Европе была мрачной и предгрозовой.
Примечательно, что как раз в те дни, 29 сентября 1938 лидеры Европы Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье подписали позорный "Мюнхенский Пакт", известный также, как "Мюнхенский сговор", в соответствии с которым агрессивные притязания Адольфа Гитлера на часть Чехословакии были удовлетворены, и Германии отошла Судетская область.
Как известно, все попытки проводить политику "сглаживания и умиротворения" оказались неспособны сдержать гитлеровскую экспансию. Мир, подобный парализованному кролику, ждал вселенской бойни, которая вскоре и началась.
Во всех трех полотнах, включая и "Пейзаж с тарелкой и телефоном", пристутствует телефонная трубка, что отнюдь не случайно: именно по телефону велись переговоры между Адольфом Гитлером и премьер-министром Британии Невиллом Чемберленом. Однако телефонная трубка эта ни к чему не подсоединена, что указывает на то, что основная функция телефона: соединять людей - в данном случае потерпела крах.
Вот почему трубка - символ коммуникации и прогресса, оказавшийся в данном случае бессильным - брошена на тарелку вперемешку с самыми тривиальными сардинками. Уравнивая ее с едой, Дали тем самым отнимает у нее "провальную" коммуникативную функцию. Всё тщетно, все зря: если люди не хотят услышать услышать друга друга - не помогут никакие телефоны.
Отметим, что мрачная палитра картин Дали этого периода тоже не случайна - она полностью соответствует царившим тогда в Европе и мире настроениям. От праздничной полихромности работ первой половины тридцатых Дали постепенно уходит ппочти в технику "гризайль" - что блестяще ему удается.
Следует также отметить несколько характерных силуэтов на заднем плане, которыми Дали по излюбленной привычке, не преминул "населить" картину: это мужская и женская фигура из "Анжелюса" Милле, а также девочка со скакалкой, также "кочующая" из одной картины Дали в другую.
В настоящий момент картина "Пейзаж с тарелкой и телефоном" (45,7 Х 54,9 см, холст, масло) находится в коллекции Музея Дали во Флориде.
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment