"Махи на балконе" (Las majas en el balcón - исп.) - картина маслом Франсиско Гойи, выполненная между 1808 и 1814 годами, когда Испания находилась в состоянии конфликта с Францией в результате вторжения "непорядочной семейки" Наполеона с войсками.
Гойя, переживавший французскую оккупацию как личную трагедию, с 1810 года работал над серией гравюр "Бедствия войны", отнимавшей все душевные и физические силы художника, а в промежутках между "серьезной" работой, желая чем-нибудь отвлечься, создавал более легкие вещи, многие из которых смело можно записать в истинные шедевры. Картина "Махи на балконе", известная в двух версиях - как раз из их числа.
Оригиналом считается картина из коллекции Эдмона де Ротшильда в Швейцарии, в то время как версия, находящаяся ныне в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, является авторской копией. Слово "маха" сделалось привычным русскоязычному уху именно благодаря замечательным картинам Гойи - хотя далеко не все смогут внятно объяснить себе, что же такое "маха".
Внесем же ясность в этот вопрос, и, чтобы не отнимать понапрасну драгоценное время читателя, сделаем это предельно кратко. "Маха", в том смысле, который вкладывал в это слово Гойя применительно к своим работам - это "проститутка с претензиями". Существует еще одно иноземное слово, синонимичное по значению - куртизанка, однако мы, с целью сохранения испанского колорита, будем использовать именно термин "маха".
"Маха" - девушка из низов испанского общества, ведущая неприкрыто асоциальный образ жизни и зарабатывающая на жизнь продажей своего тела. Однако, обладая высоким уровнем самооценки, умеренно-наглыми амбициями и любовью к относительной роскоши, махи справедливо считали: если уж заниматься древнейшей профессией, то лучше делать это в достойных условиях и извлекать из занятия максимум доступных бонусов - позиция, с которой трудно не согласиться.
На картине изображены две хорошо одетые женщины - «махи», красивые молодые испанские проститутки в изысканной одежде, включая кружевные мантильи. Девицы сидят за балюстрадой балкона, а сзади в тени, почти неразличимые, стоят двое мужчин, один из которых, вероятнее всего, является сутенером, а другой - клиентом, хотя физиономии у обоих в одинаковой степени мерзкие.
Гойя мастерски выстраивает контраст между светлыми цветами, в которых изображены женщиы с их богато украшенной одеждой на переднем плане - и простой тяжелой одеждой мужчин, скрывающихся в глубине изображения, чьи темные шляпы и плащи делают идентификацию их сомнительных личностей практически невозможной.
Картина имеет строгую геометрическую композицию: верх балюстрады разделяет сцену на две части. Верх балюстрады также образует диагональ квадрата, от которого отсчитывается положение фигур: пилястры балюстрады находятся в нижней половине квадрата, а женщины наклоняются друг к другу в треугольнике, образованном верхней половиной. Композиция пространства картины над балюстрадой распадается на четыре равных квадранта другого квадрата, в каждом из которых присутствует по одному из персонажей.
Картина, вероятно, была написана для собственного удовольствия художника, возможно, для украшения собственного дома. Оригинал "Мах на балконе" входил в число восьми картин, проданных сыном Гойи Хавьером Гойей барону Исидору Джастину Северину Тейлору в 1836 году. Двумя годами позже картна была выставлена в Лувре в испанской галерее Луи Филиппа, где находилась с 1838 по 1848 год.
Именно в это время ее увидел Эдуард Мане, впоследствии написавший картину "Балкон" (1868), источником для которой послужили "Махи на балконе" Гойи. Затем картина принадлежала Антуану, герцогу Монпансье; его сын Инфанте Антонио, герцог Галлиерский, продал "Мах" Полю Дюран-Рюэлю около 1911 года, а тот, в свою очередь, продал шедевр Гойи семье Ротшильдов, во владении которых картина находится и поныне.
И хотя напроситься в гости к Ротшильдам, чтобы лицезреть этот шедевр, вовсе не так просто, есть иная замечательная возможность приобщиться к работам Гойи в гораздо более крупном масштабе - посетить музей Прадо в Мадриде, располагающий, как известно, самой крупной коллекцией работ живописца в мире.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр!
В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment