Наряду с крысой, метателем цветов и девушкой с воздушным шаром, шимпанзе Laugh Now с сэндвич-бордом - одиз из центральных образов неоднозначного творчества британского художника Бэнкси.
Работа, о которой идет речь в этой статье, представляет собой апофеоз этого обезьяннего "персонажа": с тщательно и детально проработанной трафаретной основой, с более широким диапозоном тонов, а также в более крупном масштабе, чем обычно, эта работа Бэнкси, выполненная аэрозольными красками на металлическом листе, является одним из безусловных шедевров загадочного британца.
"Смейтесь сейчас" также обладает беспрецедентной выставочной историей, в свое время дебютировав на изменившей парадигму выставке работ художника в Лос-Анджелесе под названием "Barely Legal".
Готовясь к Barely Legal, Бэнкси создал краткую серию работ на идентичных металлических листах от складских стеллажей. Так на свт появились самые популярные и значительные образы Бэнкси, включая Kissing Coppers, Bomb Hugger и настоящую работу - Laugh Now.
В его преднамеренном и оригинальном использовании промышленного материала в качестве основы картины мы видим традиционную для творчества и карьеры Бэнкси противоречивость: одновременно едкий и остроумный, он движется потонкой грани между вандализмом и искусством, с одной стороны, выражая интересы маргиналов, с другой - стараясь всячески от них дистанцироваться, сделав хорошо пропиаренную карьеру и монетизировав свой протест.
В этом весь старина Бэнкси: одновременно в центре мира искусства и совершенно вне его, он является одновременно и самый известный современным художником и анонимный аутсайдером. По его собственным словам: «Вы рисуете 100 шимпанзе, а они по-прежнему называют вас партизанским художником»
Шимпанзе - один из самых сильных мотивов в арсенале Бэнкси. Впервые этот представитель животного мира появился в 2001 году на одной из первых «выставок» Бэнкси, показ работ, устроенных под железнодорожным мостом на Ривингтон-стрит в Шордич.
Ссутулившийся и несчастный шимпанзе Бэнкси предлагает зрителям изречение: «Смейтесь сейчас, но однажды командовать будем мы». Мультяшная комедия быстро превращается в острую социальную критику в руках Бэнкси, когда он обращается к теории эволюции Чарльза Дарвина. «Обезьяна» Бэнкси, облаченная в сэндвич-борд, презрительно надсмехается над высокомерием человека, самопровозгласившего себя, по непонятным причинам, "Царем природы".
Впрочем, лично нам такая трактовка не представляется верной. Обезьяна Бэнкси - этот тот самый пресловутый пролетарий, раб современного мира, который однажды восстанет и ввергнет своих нынешних хозяев в затяжной обезьянний ад. Не будем забывать - Бэнкси позициционирует себя пролетарием умственного труда, и потому любые другие пролетарии - всегда подходящий объект для заигрывания.
К началу 2000-х Бэнкси приобрел широкую популярность с помощью своих остросоциальных и остроумных трафаретных уличных работ, которые в одночасье появлялись на пустующих стенах Бристоля, Лондона и других городов.
К середине десятилетия его работы начали уходить в сторону более традиционных областей мира искусства. Однако, не утратив свойственной им сатиричности и молодежного задора, они, думается, еще смогут какое-то время привлекать внимание истеблишмента - и успешно проходить стадию монетизации.
Статьи по теме:
Write a comment