Рене Магритт - "Прекрасный мир" (Le beau monde) - 1962. Замечательный пример зрелой живописи Магритта, Le beau monde объединяет некоторые из самых известных элементов иконографии художника: занавес, яблоко и небо, изображенные в обстановке, которая является одновременно внутренней и внешней. На полотне господствуют три монументальных занавеса, перед которыми находится яблоко.
Отмечая углубление композиции, эти элементы размещены на неопределенной плоскости, которая может представлять собой декорации или угол комнаты. Через использование занавесей Магритт представляет совмещение противоположностей – парадокс сокрытия и раскрытия, контраст между природным и рукотворным, между интерьером и экстерьером.
Сталкивая между собой эти контрастирующие элементы, художник пробуждает основную сюрреалистическую парадигму, ставя под сомнение значения, которыми мы традиционно наделяем знакомые объекты, и создавая новые смыслы путем помещения объектов в неожиданный контекст. Это, кстати, один из излюбленных приемов Магритта на протяжении всей его карьеры художника.
Загадочная атмосфера настоящей работы дополнительно подчеркивается отсутствием людей. В то время как безлюдная сценическая обстановка не содержит элементов, указывающих на присутствие человека, центральный занавес, занимающий фокус композиции, наводит, тем не менее, на мысль о человеческой форме. Его очертания восходят к вырезкам из бумаги, которые Магритт впервые использовал в своих ранних рисунках и папье-колле 1920-х годов.
Объясняя это слияние образов неба и занавеса, художник однажды сказал репортеру: «Небо — это разновидность занавеса, потому что оно что-то скрывает от нас. Мы окружены занавесами».
Образный ряд настоящей работы берет свое начало в произведении Магритта «Воспоминания о святом» 1960 года, где наполненная облаками декорация складывается по краям и превращается в занавес. Позднее в том же году Магритт впервые использовал образ трех занавесей в картине «Джоконда». Здесь центральная завеса заполнена облачным небом, а вместо яблока изображен колокольчик в общей интерьерной обстановке.
Очевидно, удовлетворенный этим образом, Магритт еще не раз возвращался к нему, в том числе в «Образе на улице» 1961 года, аналогичной композиции маслом, которую он написал для Андре Бретона, а также в настоящей работе маслом 1962 года и нескольких версиях гуашью, одна из которых сейчас принадлежит французскому сообществу Бельгии и выставлено в Музее Магритта в Брюсселе.
Кроме того, позже он использовал это изображение для скульптуры, созданной в 1967 году. Из всех различных версий этого изображения Le beau monde, возможно, является самой сильной.
В феврале 2014 картина "Прекрасный мир" была продана на Сотбис за внушительные 7 922 500 фунтов стерлингов.
Статьи по теме:
Write a comment