Картина "Всадник смерти" (Le chevalier de la mort, также известная как "Рыцарь смерти") была написана Сальвадором Дали в тысячекратно воспетом мною, обильном на прекрасные картины и чреватом грядущими переменами 1934-ом году.
"Всадник смерти" принадлежит к целой серии сновидческих картин, изображающих образы-призраке в декорациях огромной, плоской и пустой равнины Ампурдан (Каталония), где Дали, собственно, и появился на свет.
Написанная в 1934 году, во время зловещего периода политической неопределенности в Европе, особенно в Испании, а также во время драматических личных перемен для самого Дали, эта галлюцинаторная сцена встречи и странного взаимодействия трех призрачных фигур на безлюдной равнине вызывает тревожное и тоскливое чувство, какое, должно быть, испытвал сам художник, создавая эту вещь.
Дали, как мы не раз уже писали, был очень умен и обладал прекрасной склонностью к анализу, а также определенным пророческим даром - сложно преподположить, что он не понимал, какие неисчислимые бедствия в скором времени обрушатся на Европу, а затем и весь мир.
Как следствие этого предчувствия, картины Дали тех лет буквально населяют призраки, черепа, окаменевшие либо разлагающиеся фигуры - одним словом, многочисленные напоминания о смерти, и которой и сам художник (в ту пору - тридцатилетний молодой человек) думал, по его признаниям, беспрестанно.
Сюжет картины "Всадник смерти" основан на конкретной христианской теме путешествия Рыцаря Смерти - одного из Четырех Всадников Апокалипсиса, увековеченного на знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера 1513 года.
В этой версии «Рыцарь смерти» Дали, кажется полностью охваченным своим "материализовавшимся" страхом в образе призрачной белой лошади. Удлиненные конечности персонажа, а также его поза сразу вызывают в памяти другие картины того же периода: "Яванский манекен", "Призрак сексуальтной привлекательности", и, конечно же «призрак Вермеера Дельфтского», появляющийся неоднократно в картнах 34-35 г.г.
Вермеер - один и главных кумиров Дали на протяжении всей жизни - был художником, которого Сальвадор однажды назвал «подлинным художником призраков», и наряду с де Кирико и Бёклином, являлся живописцем, который всегда пробуждал в каталонском художнике «бессознательное погребальное чувство».
Правая нога "рыцаря" аналогичным образом превращена в стол, в то время как в поднятой кверху руке он держит некий объект напоминающий яйцо, либо, что более уместно в контексте картины, череп. Эта морфологическая двусмысленность между яйцом и черепом напоминает аналогичное неоднозначное использование подобной формы в картине «Геологическая судьба», на которой Дали изобразил лошадь, превращающуюся в скалу. .
Первой владелицей этой картины была графиня Анна Летиция Печчи-Блант, великая покровительница искусств и подруга Дали, которая вместе с одиннадцатью другими основала группу «Зодиак», созданную, чтобы оказывать Дали регулярную финансовую поддержку. Группа «Зодиак» являлась оригинальной формой патронажа: двенадцать членов группы поочередно платили художнику ежемесячную стипендию в обмен на его картину.
"Всадник смерти" оказался у графини Печчи-Блант именно благодаря ее участию в группе. Довольно странной особенностью искусства Дали того периода была то, что как раз в период его становления, когда шаткое финансовое положение начало, наконец, стабилизироваться, а международная репутация, как ведущего художника-сюрреалиста своего поколения, становилась все более прочной - художник настойчиво писал картины, посвященные довольно "депрессивной" теме смерти.
Впрочем, проанализировав впоследствии эту особенность, Дали пришел к выводу, что образы его галлюцинаций и снов не просто отображают его личный интерес к теме смерти, но и указывают на предчувствие Гражданской войны в Испании.
В июне 2010 картина "Всадник смерти" была продана с аукциона Кристис за 1 609 250 фунтов стерлингов.
Источник фото: сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали
Статьи по теме:
Шедевры Театра-музея Дали. "Призрачная повозка"
Театр-музей Сальвадора Дали - ты помнишь, как все начиналось...
Write a comment