"Жёлтый Христос" - очень пронзительная и сильная вещь "бретонского" периода творчества Поля Гогена. Художник создал её осенью 1889 года в Понт-Авене, и, наряду с картиной "Видение после проповеди", "Желтый Христос" может считаться настоящей "иконой" синтетизма - направления в живописи, которое ставило своей задачей объединить реальный внешний вид объекта и его внутреннее, "авторское" видение, соблюдая при этом четко заданные эстетические принципы, "выросшие" из клуазонизма.
Клуазонизм - словечко совсем уж малоизвестное, и потому следует уделить ему несколько предложений. Согласно технике клуазонизма, все полотно следует четко разделять на несколько плоскостей разного цвета, в зависимости от основных изображаемых фигур, предметов или объектов пейзажа.
Каждая из плоскостей очерчена широкой, причудливо изогнутой контурной линией, которая и является границей соединения цветов - как в витражах. Название техники, собственно, и возникло от францусзкого "cloison" — перегородка. Вот почему работы клуазонистов-синтетистов очень близки к витражным изображениям, а в случае с данной картиной, написанной на религиозную тему, сходство это лишь усиливается.
Гоген построил сюжет "Жёлтого Христа" на своего рода живописном окюмороне - разительном контрасте между двумя сосуществующими и совершенно несоприкасающимися при этом мирами.
С одной стороны - мир Христа, исполненный страданий и невыносимой боли, смягчить которую может лишь осознание размера и неизбежности жертвы. Именно такое сммешанное выражение мы и наблюдаем на лице Иисуса: страдание и боль истощили его силы до такой степени, что лик Спасителя кажется покорным, однако есть в этой вынужденной покорности (где-то там, за вторым или третьим болевым слоем) и спокойствие Человека-Бога, в полной мере понимающего, что происходит, и зачем это делается.
С другой стороны - всё остальное, изображенное на картине. Абсолютно всё, ибо Христос должен быть одинок, и степень его одиночества в человеческих категориях изначально непостижима. "Всё остальное" - умиротворящий бретонский пейзаж в пору золотой осени, крестьянин на заднем плане, мерно копошащийся по своим сельскохозяйственным делам, покорные позы и равнодушные лица бретонских селянок - и в этом их равнодушии, придающем жертве Христа ужасающе будничную окраску, и заключаяется гениальность Гогена.
"Христос на кресте - а всем всё пофиг!" - таким более современным образом можно запостулировать мучительные поиски Гогеном своего собственного персонального Бога. А в том, что Гоген действительно искал своего Бога на протяжении всей жизни - никаких сомнений нет, ибо этим, по большому счету, занимаются все живущие - и ещё не успевшие найти.
«Бог» – это совсем не обязательно Будда, Аллах, Христос, Шива или Митра. Бог – это то, во что ты веришь. А каждый из нас обязательно во что-то или в кого-то верит – без этого человек не живет. Вера, что называется, входит в «базовую комплектацию» человека и так же необходима для существования, как почки, сердце, легкие или желудок. Каждый из нас верит, и каждый – в своего Бога.
Именно в «своего», в личного Бога, даже если имя ему – Христос или Будда. Потому что у каждого свой Будда и свой Христос. Богов ровно столько, сколько на свете людей, и все они разные, хотя есть нечто, что всех их объединяет: наш персональный Бог – лучшее, чего в нас нет и никогда не будет, но к чему мы страстно и мучительно стремимся всю жизнь. Именно это движение к Богу и заставляет нас жить, и наполняет нашу жизнь подобием смысла... ("Безобразный Эдди")
Да, Гоген искал своего бога, и "Желтый Христос" - замечательный результат этих попыток. Октав Мирбо, французский писатель, публицист и критик (1848 - 1917), назвал эту картину "тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма" - и с этим определением вполне можно согласиться.
Разве что, "готичечский" вымысел следует заменить на романский, характеризующийся еще большим "варварством", что делает романские распятия еще более искренними. Вот так выглядит "готический вымысел":
А вот так - "романский":
В настящее время этюд к картине, выполненный карандашом, хранится в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, а акварельная версия находится в коллекции Чикагского интститута исксств. Сама же картина "Жёлтый Христос" экспонируется в галерее Олбрайт-Нокс (Буффало).
Статьи по теме:
Write a comment