Картина "Проворный кролик", известная также, как "Арлекин с бокалом" была написана 24-летним Пикассом в 1905-ом году по просьбе одного из своих тогдашних друзей - владельца кабаре "Проворный кролик" на Монмартре Фредерико Жерара, известного среди друзей под именем Фреде.
Фреде, собственно, и приобрел это плохонькое кабаре за смешные деньги лишь для того, чтобы иметь возможность реализовать свои таланты гитариста и певца, выступая в стенах собственного заведения.
В те времена, чтобы привлечь дополнительных посетителей, владельцы подобных заведений частенькуо заказывали картины, служившие своеобразной рекламой бара или ресторана, у молодых художников, которых на Монмартре имелось в переизбытке, и картина "Проворный кролик" - как раз такой случай.
К слову, подобные заказы Пикассо приходилось выполнять и ранее - достаточно вспомнить знаменитое барселонское кафе-ресторан "Четыре Кота", для которого Пикассо оформил обложку меню, и в котором, кстати, прошла первая выставка художника.
Забавно, что Пикассо, который, по уже сложившемуся канону подобных работ, должен был изобразить владельца кабаре Фредерика Жерара на переднем плане, во всей, так сказать, красе и величии - вместо того задвинул его на самые "здаворки" холста. Мы можем наблюдать Фреде, выглядящего весьма непрезентабельно, на заднем плане слева, зато центральный персонаж в костюме Арлекина - это сам Пабло.
Как видим, депрессия, усугубленная мучительными поисками, отсутствием спроса на картины и откровенной нищетой, нашедшая отображение в ледяных тонах "Голубого периода", уступает место определенному оптимизму. Да и не стоит забывать: ЧСВ Пабло Пикассо практически всегда на высоте - что, собственно, вовсе и не плохо, а скорее наоборот.
Опять же: Фреде, владелец "Проворного кролика", едва сводил концы с концами, так что гонорар, который получил Пикассо за эту картину-рекламу, был в лучшем случае символическим - хотя не исключено, что Фреде расплатился с Пабло и вовсе "натурой" - то есть, выпивкой и едой.
Согласитесь, в подобной ситуации художник может позволить себе несколько бОльшую свободу, что, собственно, и продемонстрировал Пикассо.
Обязательно следует отметить и еще одного персонажа - бледную "даму полусвета", которая вовсе не является абстракцией, но имеет вполне конкретного прототипа. Эта Лаура Гаргальо, в определенных кругах более известная, как Жермен". В Лауру был трагически влюблен барселонский друг Пабло - Карлес Касагемас, с которым художник прибыл в Париж в первый раз.
Эта роковая влюбленность стоила Касагемасу жизни. Поскольку Лаура не отвечал ему взаимность, он предпринял несколько попыток самоубийства, последняя из которых оказалась удачной: Касагемас застрелился на глазах у друзей, включая Пикассо и Лауру. Это самоубийство ближайшего друга стало, кстати одной из причин знаменитого "Голубого периода", творчество которого насквозь проникнуто холодом, безысходностью и тоской.
Примечательно, что после самоубийства Касагемаса Лаура и Пикассо сделались любовниками, что в немалой степени шокировало их общих приятелей и знакомых - однако такие уж нравы у этих художников...
А если добавить к этим обощенным "нравам" неуемный сексуальный темперамент самого Пикассо, для которого секс и женщины всегда выступали важнейшим двигателем творческого процесса, то и вовсе нечему удивляться.
До 1912-го года картина находилась в кабаре "Проворный кролик", а после была продана и, что называется, "пошла по рукам". В конце концов, 27 ноября 1980 года картина была продана Уолтеру Аннебергу за фантастические 40,7 млн долларов. В 1992 Аннебрег передал картину Метрополитен-музею, где она находится и поныне.
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment