"Общее место" (правильнее - "Обычное место") - картина Рене Магритта, написанная в 1964 году, в поздний период творчества художника. Мужчина в котелке - знакомый и, без преувеличения, знаковый образ искусства Магритта.
Тотемная фигура, которую часто видишь со спины, что придает ей дополнительную безликость и в то же время таинственность - мужчина в котелеке выступает в картинах Магритта в качестве символа "нормального" (то есть, совершенно рядового, скучного, буржуазного и благополучного) обывателя, проживающего жизнь умеющей говорить коровы. Его элегантный, уныло деловой и безликий, как и он сам, наряд свидетельствует об обычной, приземленной человечности; то, что Магритт однажды назвал «единством человека».
В картинах Магритта 1950-х и 60-х годов все чаще появляется котелок, впервые написанный художником в 1926 году. Блуждая, как неприкаянный гуляка, по часто странным пейзажам этих картин, он служит своего рода обнадеживающим противовесом удивительным, а иногда даже шокирующим откровениям мира Магритта, призванным сорвать занавес с условностей, которые мы используем, чтобы воспринимать или изображать так называемую «объективную реальность».
Le lieu commun (Обычное место) - одна из лучших и, благодаря своей рекордной продаже за 18,4 млн фунтов (24,3 млн долларов США), одна из самых знаменитых картин, изображающих людей в котелках. Это также произведение, которое предлагает уникальное видение этой странствующей иконы. Картина показывает его и в анфас, и в практически скрытом виде, в очень, необычном (в противовес названию картины) ландшафте невозможной или множественной реальности.
Магритт намеренно оставил неясным, изображает ли эта картина двух одинаковых мужчин в котелках или только одного одинокого странника, рассматриваемого одновременно с двух разных точек зрения. Название картины также вовлечено в эту двусмысленность, поскольку, разрушая канон традиционного портрета, Магритт представил здесь портрет персонажа в разных ракурсах, одновоременно появляющегося и исчезающего.
Пространство, в котором существует этот универсальный символ обыденности, эта общая, банальная фигура, также столь же неоднозначно. Здесь Магритт, снова играя с названием, покушается уже на пейзаж.
Мужчина в шляпе-котелке в этой работе стоит в совершенно необычном месте, которое одновременно является и городом, и лесом, передним планом и фоном. Как и сам Магритт, человек в котелке явно блуждает по жуткому ландшафту таинственных возможностей, окрываемых углубленным самопознанием.
Картина "Обычное место" (Le lieu commun) первоначально принадлежала другу и покровителю Магритта Густаву Нелленсу, а затем - музею Фудзи в Токио. Это одна из четырех главных картин с изображением человека в котелке, сделанных в 1964 году и ставших кульминацией этой темы в творчестве Магритта. Другие картины в этой группе - Le fils de l’homme (для Гарри Торчинера), La grande guerre и L’homme au chapeau melon.
На каждой из этих трех других картин присутствует менее замысловатое изображение человека в котелке, стоящего перед более или менее пустым фоном лицом к зрителю - и в каждой из этих работ лицо мужчины закрыто предметом: яблоком или белым голубем. Магритт считал эти картины своим собственным решением идеи создания автопортрета, предложенной ему ранее в 1964 году его другом и покровителем Гарри Торчинером.
В результате этого, а также из-за того, что Магритт часто позировал фотографам в котелке, который он купил специально для таких случаев, фигура в котелке на его картинах часто ошибочно принималась за своего рода автопортрет. «Общее место» - произведение, которое раскрывает ошибочность такого мышления, поскольку в ней мы видим лицо увенчанного котелком персонажа - что бывает редко.
Как видим, Магритт изображает вовсе не свои собственные черты, а фигуру усредненно-обезличенного обывателя, которую он уже изображал в 1950-х годах на трех известных полотнах 1950-х годов: "Голконда" (Menil Foundation, Хьюстон), "Le mois des vendanges" и "La d'esprit" (Музей Людвига, Кельн).
На этих картинах "человек в котелке" Магритта представляет собой типичную фигуру, характеризующую человечество в целом. Этот персонаж действует на картинах Магритта как своего рода шифр. Он одновременно и участник, и свидетель, и посредник, или точка встречи между Магриттом и зрителем.
В «Общем месте» Магритт переплел это неприкрытое фронтальное изображение своего человека в котелке с таким же мягким и обычным фоновым пейзажем совершенно новым и оригинальным способом. Магритт впервые использует "полосатую" игру с перспективой и видом на лес, используя технику, которая предвосхищает одну из его самых известных картин самых последних лет - "Le blanc-seing" (Препятствие пустоты") 1965 года, которая находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Там, напомним, изображение дамы на лошади парадоксальным образом переплетается с лесным фоном.
Подобно другим картиным с изображением человека в котелке, которые Магритт нарисовал в 1964 году, центральная тема этой вещи - игра между тем, что скрыто, и тем, что можно увидеть. Эта «игра» между видимым и скрытым была чем-то, что проходило как нить через большую часть работ Магритта с начала 1930-х годов и должно было стать центральным направлением его работы на протяжении 1964 года.
Сам Магритт описывал этот контраст как «борьбу» или «войну между видимым и скрытым». По этой причине, по его словам, он назвал одну из своих картин 1964 года, на которой изображен человек в котелке с лицом, скрытым яблоком, «Великая война».
«Что касается невидимого, - писал Магритт своему другу Андре Босмансу в сентябре того же года, - я понимаю это в смысле невидимого, например тепла, гравитации, удовольствия и т. Д. Есть видимое, что можно увидеть: яблоко на лице в «Великой войне» и скрытое видимое: лицо за видимым яблоком ».
Магритт настаивал на том, что он пишет «только видимое». Было бы неправильно, сказал он, «искать невидимое» в своей работе. Он «имеет дело только с вечной борьбой между взглядом и объектами… однако наступает время, когда одно видимое мешает вам увидеть другое видимое». Здесь возникает конфликт, мистика, тайна, требующая разгадки - то есть умственных усилий, фантазии и работы воображения, а ведь именно такой эффект, по мнению Магритта, и должно оказывать произведение искусства на зрителя.
Статьи по теме:
Write a comment