Написанный в 1937 году, «Le Principe du plaisir (Принцип удовольствия)» Рене Магритта представляет собой весьма своеобразный портрет Эдварда Джеймса, одного из самых влиятельных покровителей сюрреалистического искусства, которого Сальвадор Дали представил Магритту в 1937 году.
Этот портрет Джеймса был написан Магриттом с фотографии мецената, которая была сделана в соответствии с указаниями художника его коллегой-сюрреалистом Ман Рэем.
Магритт представил концепцию, использованную при написании портрета Джеймса еще до знакомства с ним - в 1936 году художник включил чернильный набросок подобного образа в рукописную книгу, посвященную поэту-сюрреалисту Полю Элюару.
Эта завораживающая работа, стала главным событием вечерней распродажи импрессионистов и современного искусства Sotheby's 12 ноября 2018 года, где была продана за 26 830 500 долларов США.
Le Principe du plaisir (Принцип удовольствия), написанный в 1937 году, демонстрирует несколько устойчивых и узнаваемых тем из творчества Магритта: визуальный и интеллектуальный парадокс, сверхъестественное изменение обыденного и конфликт между видимым и скрытым.
Картина представляет собой портрет Эдварда Джеймса, англичанина, наследника железнодорожной империи, влиятельного покровителя сюрреалистического искусства и. вдобавок, поэта, писавшего эксцентричные стихи.
После того, как Дали познакомил Джеймса с Магриттом в 1937 году, Джеймс сразу же пригласил художника провести зимние месяцы в его доме на Уимпол-стрит в Лондоне, и в течение двух лет Джеймс заказал у Магритта несколько работ, две из которых являются портретами мецената: "La Reproduction interdite (Репродуцирование запрещено)" и настоящая работа.
Затем, в июне 1937 года, через несколько месяцев после своего пребывания в доме Джеймса на Уимпол-стрит, Магритт изложил идею этого портрета в письме Джеймсу: «Я сделал картину, изображающую человека, чья голова - свет ... Я считаю, что это предварительный набросок, настоящую картину, как я себе её представляю, еще предстоит нарисовать, но поскольку она предназначается для вас, не думаете ли вы, что ваша личность также может быть распознана в ней?
Если идея вам нравится, все, что вам нужно сделать, это сфотографироваться с лицом анфас за столом, скрестив руки и опираясь на стол, с чем-то вроде камня, лежащего на столе справа от вас и не слишком далеко от вашей руки. И пришлите мне фотографию.»
Джеймс поручил своему коллеге-сюрреалисту Ману Рэю сделать его фотографию, которая незамедлительно была отправлена Магритту, чтобы он мог приступить к работе над портретом. Когда Магритт закончил работу над картиной в сентябре и отправил её Джеймсу в Лондон, меценат сообщил Магритту в письме: «Мы с другом считаем, что это большой успех, на самом деле гениальное произведение».
Le Principe du plaisir демонстрирует интерес Магритта к тому, что скрыто в нашей визуальной реальности. На протяжении всей своей карьеры Магритт использует сюрреалистические образы, которые отражают человеческий интерес к скрытому - особенно к скрытым лицам. Так, яблоко скрывает лицо его легендарного "человека в котелке" в картине "Le Fils de l'homme (Сын человеческий)", а белая ткань закрывает лица персонажей в "Les Amants (Влюбленные).
В одном из своих немногих интервью (Магритт, в отличие от того же Сальвадора Дали, терпеть не мог публичность и обсуждения своей собственной работы) художник высказался следующим образом: «Все, что мы видим, скрывает нечто иное; мы всегда хотим видеть то, что скрыто за тем, что мы видим. Существует интерес к тому, что скрыто и что видимое нам не показывает. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта, можно сказать, между видимым, которое скрыто, и видимым, которое является очевидным».
Магритт достигает этого конфликта в Le Principe du Plaisir задействуя характерный для его творчества парадокс: мы обоснованно ожидаем, что свет покажет нам лицо персонажа, находящегося в тесной комнате однако вместо этого свет скрывает его. Тот же парадокс Магритт использовал в картине "Репродуцирование запрещено", где зеркало так же не показывает лица персонажа - вопреки нашим искренним ожиданиям.
Название картины отсылает к ключевому элементу фрейдистского психоанализа, который послужил философской основой сюрреалистического движения. Однако сам Магритт не раз предостерегал от прямолинейно-упрощенной интерпретации своих заголовков:
"Названия картин не являются пояснениями, а картины не являются иллюстрациями к заголовковкам. Отношения между названием и изображением являются поэтическими, то есть, они отражают лишь некоторые характеристики объекта, которые мы обычно не осознаем, но часто воспринимаем интуитивно, то есть, без возможности найти им логическое объяснение"
Статьи по теме:
Write a comment