До начала февраля будущего года картина Сальвадора Дали "Атомная Леда" - одна из жемчужин коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе - будет радовать жителей Севильи, благодаря экспозиции, организованной фондами CaixaForum и Gala-Salvador Dali.
Выставка, помимо самой картины "Атомная Леда", содержит большое количество материалов, позволяющих заглянуть на "творческую кухню" Сальвадора Дали и оценить по достоинству огромную, проделанную им на протяжении нескольких лет работу по созданию своего "первого настоящего шедевра".
Бомбы, сброшенные над Хиросимой и Нагасаки в августе 1945 положили конец Второй Мировой Войне и потрясли все человечество. Стало понятно, что мир уже никогда не будет прежним.
Для Дали эти страшные события на юге Японии означали конец сюрреалистического периода в его творчестве и начало нового этапа, который сам Дали называл "атомарным", или "ядерно-мистическим".
По сути, работы Сальвадора Дали "атомарного" периода - эта удивительная попытка объединить в живописи новейшие знания науки (прежде всего, ядерной физики) и испанский религиозный мистицизм.
В 1973 Дали писал: "Эти взрывы потрясли меня на самых глубин моего естества. Отныне любимой моей темой сделался атом. Многие из пейзажей, написанных мной в тот период, отчетливо выражают глубочайшее чувства страха, который я испытал, узнав о взрывах."
"Атомная Леда", написанная в 1947-49 г.г. - одна из самых ярких работ этого периода. Возвращаясь к хорошо проработанному в искусстве (и одному из своих любимых) греческому мифу о Леде и лебеде, Дали интерпретирует его с позиций своего "ядерно-мистического" метода - именно поэтому ни один из элементов полотна не соприкасается с другим - все объекты парят, будто подвешенные в воздухе или находясь в состоянии невесомости.
Дали, подобно Леонардо, возращался к этой работе на протяжении нескольких лет. Работа над "Атомной Ледой" началась в бытность Дали в США, неподалеку от Монтеррея (Калифорния), в прибрежном поселке, который и пейзажами, и светом, очень напоминал Дали обожаемые им и воспетые многократно в его полотнах Кадакес и мыс Креус.
Да, в Америке, давшей ему деньги и славу, Дали, как ни странно, занимался поисками Родины - и, как мы знаем, все-таки вернулся впоследствии к своим корням.
Еще будучи неоконченным, полотно с 25 ноября 1947 по 3 января 1948 выставлялось в галерее Бину в Нью-Йорке. В предисловии к каталогу выставки Дали писал, что ему исполнилось 44 года и он, наконец, решил создать свой первый шедевр, добавляя, что показывает картину в неоконченном виде, позволяя всем, кому интересна его техника, наблюдать ход работы над полотном.
Интересно, что тогда же готовилась к выходу в свет книга Дали "50 секретов волшебного ремесла", которая, по сути, является справочником, пособием и руководством для всякого живописца, стремящегося к вершинам мастерства.
Экспозиция выставки в Севилье включает более 40 объектов, которые показывают, что Дали, при написании "Атомной Леды" не жалел ни времени, ни сил, пытаясь достичь поставленной цели. Рисунки, наброски, фотографии, чертежи, расчеты - все это помогает представить творческий процесс пошагово и в деталях.
Картина написана в соответствии с "божественной пропорцией" Луки Паччоли, однако, как известно, некоторые расчеты для полотна выполнил известный румынский математик Матила Гика, знакомством с которым Дали гордился. Все ключевые элементы полотна вписаны в пентакль, центром которого выступает пупок супруги художника.
С 1974 "Атомная Леда" занимает почетное место в "Зале Сокровищ" Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе - периодически, впрочем, выбираясь в путешествия. До 3 февраля полотно будет находится в Севилье, после чего отправится на выставку в Сарагосу.
Статьи по теме:
300 лучших картин Дали - описание и анализ
Write a comment