Миф о Леде и лебеде привлекает внимание творческих личностей со времен глубокой античности. Еще бы: совокупление прекрасной женщины с наглой птицей с большим клювом и непомерными амбициями - сюжет, исполненный открытого и несколько извращенного эротизма, так что пройти мимо него удавалось немногим.
В эпоху Возрождения, например, Леду и лебедя изобразили три великих мастера: Леонардо, Микеланлджело и Корреджо: в Венеции к нему обращались Веронезе и Тпинторетто, во Франции - Гюстав Моро, Сезанн и Буше, писавший не эту тему не один раз и раскрывший её с позиций эротики, граничащей с порнографией.
В 1947-ом свой вклад в развитие темы внес и Сальвадор Дали, известный певец эротики, как именовал себя сам Маэстро. Впрочем, его "Атомная Леда" (1947-49), отличается великолепной целомудренностью, что обусловлено некоторыми принципами направления, в котором тот момент работал автор - "ядерного мистицизма".
В 1961-ом Дали еше раз вернулся к сюжету и написал крохотную, замечательно исполненную миниатюру, которой, собственно, и посвящена эта статья. Чтобы понять, чем миф о Леде и лебеде был интересен Сальвадору Дали (помимо, разумеется, уже упомянутого эротизма), вкраатце вспомним суть мифа.
Зевс, воспылав страстью к прекрасной Леде (жене царя спарты Тиндарея) принял облик лебедя и совокупился с красавицей, в результате чего Леда родила (из яйца) пару близнецов по имени Кастор и Полидевк. Поскольку, помимо этой сторонней связи, у Леды был секс и с законным мужем, принято считать, что Кастор - сын смертного Тиндарея, а Полидевк - сын Зевса, то есть, бога, что делало его бессмертным.
Братья, впрочем, не вдавались во все эти тонкости. Они вместе росли, вместе воспитывались и любили друг друга искренней братской любовью. Они были попросту неразлучны - как две половинки одного целого.
Заматерев и окрепнув, братья в Троянской войне, и вернули из Трои в Грецию свою сестру — Прекрасную Елену (которая, по одной из версий мифы, тоже могла родиться из того же яйца). Затем Кастор и Полидевк бороздили моря с аргонавтами в поисках золотого руна, а после участвовали с охоте на калидонского вепря и одолели этого страшного монстра играючи.
Случилось так, что в ходе одного из последующих боестолкновений смертный Кастор был убит, и безутешный Полидевк проклял свое бессмертие, заодно предъявив претензии и к своему папаше, Зевсу: декасть, почему не уберег моего любимого брата!?
И тогда Зевс, видя безутешность Полидевка, предложил ему вариант, который тот срадость принял: один день братья проводят вместе среди теней в царстве мрачного Аида, зато второй день пируют в кругу богов на всегда теплом и солнечном Олимпе. Именно в честь братьев Диоскуров (сыновей Зевса) и их неразрывного союза, ставшего универсальным символом любви и верности, названо созвездие Близнецов.
Для Сальвадора Дали ключевое понятие этого мифа - именно "неразрывный союз". Именно такими были отношения каталонского художника и его возлюбленной супруги - Галы. Увы, это существование в виде "сиамского близнеца" впоследствии оказалось для художника траагическим: он так и не смог пережить смерть Галы в 1982-ом, и потому семь последних лет жизни художника превратились в вялотекуший ад.
Иными словами, Дали с 1982 по год собственной смерти - 1989-ый, не числился среди мертвых, но и среди живых его тоже не было - в точности, как это случилость у Кастора и Полидевка.
Статьи по теме:
Затмение и растительный осмос - Сальавдор Дали (1937)
Write a comment