В этой статье мы представим картины испанского художника Сальвадора Дали, запечатлевшие светлый образ вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Знаю, что многие удивятся: дескать, что общего может быть у Ленина и сюрреалистов? Ответ прост - практически всё! Во-первых, Владимир Ильич был величайшим сюрреалистом задолго до возникновения сюрреалистического движения как такового: он не только придумал фантастический сон мирового масштаба, но и заставил поверить в него сотни миллионов других людей, частично умудрившись воплотить свое фантасмагорическое видение в жизнь.
Во-вторых, и Ленин, и сюрреалисты были одинаковыми изгоями породившего их среднего класса. Владимир Ильич возненавидел буржуев по семейным и политическим мотивам, сюрреалисты - по творческим и финансовым. Одинаково отвергнув "классический путь буржуя", и Ленин, и сюрреалисты были одержимы совершенно схожим стремлением: ниспровергнуть "прогнивший насквозь буржуазный строй" напрочь, окончательно доказав ему всю его несостоятельность.
В свое время сюрреалисты и коммунисты были не просто близки, но являли собой, по сути, одно целое. Препарировать всю историю взаимоотношений этих двух в высшей степени творческих организаций мы не будем - ограничимся лишь одним фактом: основатель и видный участник сюрреалистического движения Луи Арагон был в свое время одной из первых фигур в Компартии Франции, посещал Советский Союз, выпустив по горячим следам книгу стихов "Ура, Урал!" (сказались глубоко позитивные впечатления от Челябинска), а в 1957 даже стал лауреатом Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами".
Сальвадор Дали подпал под очарование коммунистических идей в возрасте 17 лет и оставался преданным поклонником коммунизма до начала тридцатых. Затем кое-что изменилось: художник повзрослел, у него появились деньги, и коммунизм постепенно стал утрачивать свое магическое очарование.
К тому же, коллегам-сюрреалистам не нравилась свободная творческая манера, в какой Дали изображал Ильича. В конце концов, Дали окончательно порвал и с Лениным, и с сюрреалистами и стал жить "сам по себе" - однако к образу вождя мирового пролетариата возвращался в разные годы неоднократно.
В этой статье мы вспомним несколько работ каталонца Сльвадора Дали, посвященных нашему Ильичу.
Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле (1931)
Картина "Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле" была написана Сальвадором Дали в 1931-ом году и впервые представлена публике на второй персональной выставке Дали в галерее Пьера Колла в Париже, проходившей с 26 мая по 17 июня 1932.
Кстати, именно вещь и стала главным успехом выставки на которой в общей сложности были представлены 27 работ.
Это, как мы уже говорили, далеко не единственный раз, когда Дали обращался в своих работах к бессмертному и светлому, как лампочка его имени, образу Вождя Мирового Пролетариата...читать полностью
Гала и Анжелюс Милле, ожидающие прибытия конических анаморфоз (1933)
Картина "Гала и "Анжелюс" Милле непосредственно перед наступлением конического анаморфоза" была написана Сальвадором Дали в 1933-м году и преследовала по меньшей мере 5 целей:
1) продемонстрировать свое исключительное техническое мастерство (в котором, кажется, в 1933 уже никто не сомневался),
2) воспеть божественное очарование своей возлюбленной и спутницы жизни, Галы - отметим, что в 1933-м Сальвадор Дали сделал это множество раз, и сделал, надо признать, отменно,
3) еще раз упомянуть об одной из своих самых навязчивых идей, преследовавших художника на протяжении всей жизни - о страшной тайне картины Жана-Франсуа Милле "Анжелюс",
4) в очередной раз позлить своих собратьев-сюрреалистов, с которыми мужавшему Дали становилось всё более не по пути - для чего, собственно, в качестве мужских персонажей в картине задействованы Владимир Ильич Ленин и "пролетарский писатель" Максим Горький,
5) снова показать, что фантазия его, когда дело доходит до придумывания названий для картин, не знает границ...читать полностью
Загадка Вильгельма Телля (1933)
"Загадка Вильгельма Телля", созданная Дали в 1933-ем - безусловно, самое "альтернативное" воплощение светлого образа вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина из всех существующих! Надо сказать, что к моменту написания картины увлечение Сальвадора Дали идеями коммунизма и мировой революции уже миновало.
Сюррреалисты, напротив, не спешили свергать образ вождя мирового пролетариата с пьедестала - и даже наоборот.
Чтобы понять, почему Дали неоднократно изображал в те годы Ленина, да еще в весьма сомнительном антураже, нужно всего лишь вспомнить о том, что Дали быстро набирал тогда мощь и известность, становясь самым ярким членом кружка. Это был уже далеко не тот робкий мальчик из провинции, каким Дали пришел к этим блестящим парижанам совсем недавно...читать статью полностью
50 абстрактных картин... (1962)
"50 абстрактных картин" - это я, конечно, приврал, ибо полностью название этой монументальной картины Сальвадора Дали звучит следующим образом: "50 абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с 6 метров превращающихся в голову королевского тигра."
Вот такое вот названьице - "описательное", как принято их называть. Название, после которого на описание картины время тратить уже, вроде бы, и ни к чему - поскольку это уже сделал сам Сальвадор Дали.
В наши дни этот славный образчик "Ленинианы" от Дали находится в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе и пользуется неизменным вниманием публики...читать полностью
Статьи по теме:
Write a comment