"Туринский автопортрет", по мнению большинства исследователей - действительно автопортрет Леонардо да Винчи, выполненный художником предположительно в 1512 году или позже.
"Туринский" в названии имеет отношение к нынешнему местонахождению "Автопортрета". Сегодня эта небольшая, выполненная на бумаге работа Леонардо хранится в Королевской библиотеке Турина и, в силу своего возраста и крайней хрупкости, не показывается публике.
По причине того, что портрет (33,3 х 21,6 см) был написан сангиной (так называется материал и инструмент для рисования, имеющий вид толстого безоправного карандаша, который изготавливается из смеси каолида, пигментов из оксида железа и связующего вещества), со временем изображение приобрело характерный коричневатый, или "ржавый" оттеннок.
Невзирая на широкую известность "Туринского автопортрета", более-менее окончательная атрибуция датируется лишь 19-ым веком, да и то на основе косвенных, можно сказать, признаков - по причине сходства изображения с Леонардо в образе Платона, как его написал Рафаэль в "Афинской школе".
Главная причина сомнений - очевидно глубокий преклонный возраст изображенного на портрете старца. Между тем, самому Леонардо, родившемуся в 1452 году, на момент написания "Автопортрета" было всего лишь 60 лет или немногим более - но уж никак не 90, согласно "Автопортрету".
Тем не менее, следует помнить, что имеем дело не с фотографией, а с работой художника, для которого внешний облик в первую очередь служит средством передачи и раскрытия внутренней сути персонажа.
Размышления Леонардо да Винчи о власти и могуществе художника могут дать ключ к разгадке этого, безусловно, таинственного, автопортрета. Дело в том, что он не соответствует реальному физическому облику самого Леонардо на тот момент времени, но идеально подходит для роли и положения Леонардо в мире искусства.
А Леонардо да Винчи на тот момент являлся несомненным патариархом Возрождения, знаменитым ученым, философом, мудрецом, изобретателем, неутомимым исследователем медицины и анатомии: он не только чувствовал себя таким - он был таким на самом деле, к своим 60 достигнув таких высот, каких другим не осилить и за 20 жизней.
Традиция того времени как раз и велела изображать умудренного опытом и знаниями философа в виде почтенного белобородого старцы, с суровым проницательным взглядом из под кустистых бровей, с длинной белой бородой, свитедьствующей, как и все прочее, об огромном опыте и багаже знаний ее "носителя" - так что Леонардо всего лишь не отступил от традиции, принеся ей в жертву соответствие потрета с реальным собой.
Да, нельзя отрицать, что, прдиавая себе этот дополнительный налет "зрелости" и монументальности художник слегка переборщил, и у многих зрителей, равно как и специалистов, возникает при виде "Автопортрета" стойкое ощущение, что Леонардо, не мудрствуя лукаво, изобралил себя в виде Бога-отца. Надо признать, эти подозрения не так уж беспочвенны.
Леонардо в своих размышления не раз уподоблял роль художника роли Творца всего сущего. Точно так же и ученый, каким он был - неустанный "открыватель" истин, стремящийся разгадать и постичь всё устройство Вселенной - не стремится ли он тем самым если не сравняться с Богом, то хотя бы дотянуться до кончика его пятки?
Так или иначе, живописная манера (в особенности штриховка) и ряд других аспектов позволяют почти со стопроцентной точностью утверждать: перед нами истинный автопортрет Леонардо да Винчи.
Более того, "Тиринский автопортрет" - единственное дошедшее до нас "самовоспроизведение" Леонардо, так что сравнивать, как говорится, не с чем.
Write a comment