Картина Рене Магритта «Объяснение» была написана в 1952 году и может считаться одним из самых интересных экспериментов художника, связанных с ассоциативным мышлением и трансформацией объектов. Внимание зрителя с первого взгляда приковывает поразительный симбиоз бутылки и моркови на массивном деревянном столе.
Рядом расположены вполне "нормальные" бутылка и морковь по отдельности, представляющие собой те самые элементы, в результате "сложения" которых и получился стопроцентно сюрреалистический объект. Снова вспоминается старый добрый Марсель Дюшан с его ready-made objects, а также незабвенный Сальвадор Дали, частои изображавший "раздвоившиеся двойные образы", представлявшие собой как исходный объект, так и его "параноидально-критическую трансформацию".
Как бы ни пытался порой Магритт противопоставить себя "сюрреалистическому большинству" (он недолюбливал даже сам термин "сюрреализм" применительно к своему творчеству) он был сюрреалистом до мозга костей и, в отличие от того же Сальвадора Дали, остался им до конца дней.
Картина "Объяснение" является замечательным примером теории «избирательного родства» Магритта, в которой он исследовал идею о том, что сочетание двух тем или иным образом связанных между собой объектов может создать поэтическую динамику, столь же интенсивную, как и сочетание двух совершенно несовместимых объектов.
Как заметила Сара Уитфилд: «Ранняя практика Магритта была основана на поэтическом приеме, который практиковали сюрреалисты, провоцируя случайные встречи между не связанными между собой объектами.
Открытие того, что встреча двух связанных объектов может вызвать столь же интенсивный поэтический шок, побудило его попытаться определить таинственный способ, которым объекты связаны друг с другом, найти то, что он называл их «избирательным родством».
Момент кристаллизации идеи наступил после сна, который Магритт описал во время лекции в Антверпене в 1938 году: «Однажды ночью в 1936 году я проснулся в комнате, где в клетке спала птица.
Великолепное заблуждение восприятия заставило меня увидеть клетку, в которой птица исчезла, а вместо неё появилось яйцо. Я постиг новую удивительную поэтическую тайну, потому что потрясение, которое я испытал, было вызвано именно родством между двумя объектами»
Магритт, как видим, датирует этот сон 1936 годом, что, возможно, отражает яркость его воспоминаний, однако на самом деле он впервые экспериментировал с подобными образами уже в своей картине "Les affinités électives" 1933 года. Вскоре после этого он начал экспериментировать с другими объектами, которые, как он чувствовал, имели определенные связи, создавая метаморфозы одну из которых мы видим в настоящей работе.
Эта новая область исследований останется важным аспектом его творчества на долгие годы, и настоящая работа, написанная более двадцати лет спустя, представляет собой одно из наиболее впечатляющих его исследований этого подхода.
В свое время Поль Нуже, поэт-сюрреалист и близкий друг Магритта, предложил назвать первую работу на эту тему "Discours de la méthode" в честь одноименного труда Декарта, предположительно имея в виду, что "естественная" связь между бутылкой и морковью служит замечательным примером теории Декарта.
Следует отметить, что чувственные коннотации, свойственные такому объекту, как бутылка, нашли отражение и в других произведениях Магритта. Изящная выразительность бутылки, отраженная уже в ее антропоморфной номенклатуре, определяемой наличием горлышка и плечей, сделала ее идеальным сосудом для метаморфозы, и одним из частых образо иконографии Магритта.
Кроме того, Магритт, как и всякий порядочный художник, любил не только бутылки, но и их содержимое. В начале 1940-х Рене начал серию работ, написанных прямо на стеклянных бутылках. На большинстве бутылок была изображена фигура обнаженной женщины, что тоже по-человечески понятно: сюрреалисты отнюдь не чурались женского пола.
Изображение женщин на бутылках можно считать живописным воплощением превосходного тандема "водка и бабы", который, как известно, является двигателем не только творчества, но и жизни вообще. Похоже, Рене Магритт понимал толк во многих существенных аспектах человеческого бытия.
Необходимо признать, что "бутылочные" экперименты Магритта пользуются большой популярностью у коллекционеров. Так, 3 февраля 2015 года картина "Объяснение" была продана на Sotheby' за 3 733 000 фунтов стерлингов.
Статьи по теме:
Write a comment