Картина "Мадонна Литта" (42 х 33 см: холст (переведена с дерева), темпера была предположительно написана Леонардо да Винчи в 1490 году и в настоящий момент находится в коллекции Эрмитажа (Санкт-Петербург).
Надо отметить, относительно авторства картины среди искусствоведов имеются определенные расхождения.
Никто не отрицает, что сам Леонардо участвовал в создании этой картины, однако некоторые детали свидетельствуют о том, что закончить картину или написать значительную ее часть мог кто-либо из учеников Леонардо да Винчи - тот же Марко д'Олджоно или Джованни Больтрафио.
Наклон головы Мадонны типичен для Леонардо, кроме того, существует также рисунок этой части картины, находящийся в Лувре, который определенно сделан рукой самого да Винчи. Однако ученые, изучавшие картину, отмечают, что Младенец Христос на этой картине не имеет большого сходства с другими работами Леонардо, где изображен младенец.
Поэтому вполне вероятно, что Леонардо разработал композицию для этой работы и завершил голову Богородицы - а остальную часть картины выполнил другой художник (возможно, Болтраффио,) под наблюдением наставника.
На этой работе изображена Мадонна, кормящая грудью Младенца Христа. Следует обратить внимание на отсутствие ореолов на этой картине; несколько Мадонн, приписываемых Леонардо, демонстрируют ту же черту - что лишний раз свидетельствует в пользу авторства да Винчи.
Мария и младенец Иисус изображены в драматический, в определенном смысле, момент отлучения младенца от груди. Хорошо видны вертикальные разрезы на красной сорочке Мадонны, сделанные специально для удобства кормления - а впоследствии зашитые. Однако правый разрез, как несложно заметить, был второпях разорван, чтобы дать грудь младенцу.
Замечательно просматриваются верхние стежки и обрывок нити - мелкая деталь, тем не менее, очень существенно помогающая восприятию земной сути Богородицы.
Мадонна Литта перешла из рук Виконти (правителей Милана) в миланскую же аристократическую семью Литта (от которой и получила свое названаие). В Эрмитаж карртина попала в 1865 году и уже здесь была перенесена с дерева на холст, который, как известно, является куда более долговвечной основой, нежели доска.
Картина претерпела как минимум две основательных реставрации, первая из которых была осуществлена неизвестным миланским художником в 1495 году - поэтому истинные цвета работы можно представить себе лишь с определеннымии оговорками.
Статьи по теме:
Write a comment