Картина "Живой натюрморт" была написана Сальвадором Дали в 1956-ом году, в самый разгар периода творчества художника, который сам Дали окрестил "ядерно-мистическим". Две основные темы, занимавшие его в тот период - испанский религиозный мистицизм и достижения современной науки, в первую очередь - ядерной физики. В этом смысле Дали стал первым художником, который смог органично совместить воедино науку и религию, "повенчав" их с помощью своей удивительной живописи.
В настоящий момент картина "Живой натюрморт" (125 Х160 см, холст, масло) украшает замечательную коллекцию Музея Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге (штат Флорида, США).
Живой натюрморт - история и описание картины
"Поэзией" атома, если можно так выразиться, Дали был очарован, а заодно и смертельно напуган с августа 1945-го - после того, как американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. С этого момента художник живо интересовался всеми достижениями ядерной физики, и уже в 1947-ом появляются вещи Дали, посвящынные атому (напр. "Расщепление атома, или Дематериализация возле носа Нерона".
В 1949-ом появляется картина "Мадонна Порт-Льигата", где Дали обращается к католической теме, изобразив свою супругу Галу в образе Богородицы - таким образом, "ядерно-мистическое" направление в творчестве Дали можно считать полностью сложившимся. Под знаком науки и религии создается подавляющее большинство картин Дали 50-хх, и "Живой натюрморт" - не исключение.
Вот что говорил об этой работе сам Дали: "Когда я покажу вазочку кружащейся в пространстве вместе с веером и фруктами, цветной капустой, птицей, бокалом, бутылкой, из которой изливается содержимое, и ножом напротив окна, а за окном простирается морская гладь, покрытая зыбью, когда я выставлю руку, сжимающую в пальцах рог носорога, всё это будет означатть, что я решился и начал постигать пространство-время путем созерцания левитации, которая разрушает энтропию"
Живой натюрморт - парадоксальное название картины Дали
Примечательно, что само название картины - "Живой натюрморт" является парадоксальным, ведь с французского nature morte переводится как "мертвая натура". У Дали же мы имеем "живую мертвую натуру" - забавно, не правда ли? В литературе такой прием называется оксюмороном, и может показаться на первый взгляд, что Дали в очередной раз решил соригинальничать - однако это не так. Вспомним, что картина написана в "ядерно-мистический" период - и всё встанет на свои места.
Ведь каждый из неподвижных объектов состоит из бесчисленного множества атомов, находящихся в бесконечном и беспрерывном движение - и чтобы передать это, Дали изображает объекты в состоянии движения и левитации.
Интересно, что в этом полотне нашла свое отражение и увлеченность Дали формой спирали, в особенности усилившаяся, когда Дали узнал о спиралевидном строении молекулы ДНК. Дали называл спираль "самой важной вещью в природе" и "символом космического порядка". Именно поэтому ножка серебряной вазы не только движется, но еще и закручивается в форме спирали.
Что касается религиозных символов - они тоже есть в картине "Живой натюрморт", хотя и не бросаются в глаза с первого взгляда. Слева, чуть ниже ручки ножа присутствует фиговый листок.
Дали изобразил его не потому, что фиговый лист пристутствует на гербе Фигераса - города, где Дали появился на свет - но потому, что долгое время фиговый листок был одним из значимых символов Христианства. Вспомните - именно фиговыми листьями прикрывают Адам и Ева свою наготу после постыдногро и закономерного изгнания из Эдема.
Интересно, что при написании своих натюрмортов Дали вдохновлялся работами голландского художника Флориса ван Шутена, в частности, его натюрмортом "Стол с едой".
Статьи по теме:
Погружение в Театр-музей Дали: книга-экскурсия
В поисках четвертого измерения
Write a comment