Картина "Мы приедем позже, после пяти (Фургон для перевозки мебели)" была написана Сальвадором Дали в 1983-ем году - и эта дата объясняет всё. Это одна из всего нескольких работ, кое-как созданных Мастером после смерти Галы, которая и для самого Дали означала смерть - по крайней мере, творческую и духовную.
Отказавшись от первоначальных попыток уморить себя голодом и жаждой, окончательно подорвавших его и без того не блестящее здоровье, Дали быстро превращался в развалину, в бледную и страшную тень прежнего себя. Это важно для понимания его последних работ, в которых не осталось и тени того блестящего живописца, работами которого мы привыкли восхищаться.
Дали сгорбился, исхудал, ходил все меньше и все медленнее; при ходьбе он волочил ноги, шаркая ими по полу; а тремор правый руки, на который Сальвадор Дали жаловался и ранее, сделался настолько сильным, что при всем желании художник не мог бы писать. Это вовсе не означает, что Дали отказался от живописи, укорененной в нем на уровне первичного инстинкта.
Однако выписывать мельчайшие детали с непревзойденным мастерством, как ранее, он был уже однозначно не в состоянии. Теперь он мог работать только большой кистью, широкими мазками - и часто при виде получавшегося результата приходил в бессильную ярость, понимая, что дар оставил его...
Эльза Феррер - одна из медсестер, присматривавших за Дали в замке Пуболь, где он поселился после смерти Галы - впоследствии вспоминала, что ей тогда велели в интервью для прессы говорить, что Дали все еще плодотворно работает - однако это совсем не соответствовало печальной действительности.
Дали был плох - он с трудом говорил, мог целыми часами просто нечленораздельно мычать и без всякой видимой причины захлебываться в рыданиях. Часто у него случались галлюцинации, во время которых он считал себя улиткой. За те два года, что Эльза Феррер провела подле Дали, она, по ее словам, смогла разобрать лишь одну более-менее внятно произнесенную художником фразу: "Мой друг Лорка".
Вот в таком состоянии написана одна из нескольких вещей Дали, созданных после смерти жены: "Мы приедем позже, после пяти" ("Фургон для перевозки мебели"). В картине, написанной широкими и несколько хаотичными мазками, изображен вид фургона для перевозки мебели со стороны водительской кабины.
В этой связи вспоминается одно из высказываний Андре Бретона: "Что до меня, так мне бы хотелось, чтобы меня отвезли на кладбище в фургоне для перевозки мебели". Сальвадор Дали с этой фразой был, безусловно, знаком, что лишний раз доказывает, что его собственные мысли в то время постоянно бродили вокруг темы смерти.
Что касается интерпретации картины, в беседе в Антонио Пичотом (одним из немногих, кто понимал почти нечленораздельное звукоизвлечение Дали в последние годы) Маэстро заметил: "Каждый может интерпретировать эту картину по-своему, поскольку, в опреденном смысле, восприятие любого произведения искусства - это не более, чем проекция его собственной личности. Это касается как зрителя, так и художника. Поэтому все художники, в этом смысле, только и занимаются тем, что пишут автопортреты".
В настоящий момент картина "Мы приедем позже, после пяти" (73 Х 60 см, холст, масло, коллаж) находится в коллекции Центра Искусств королевы Софии в Мадриде.
Статьи по теме:
Хвост ласточки и виолончель - последняя картина Дали
Кровать и два прикроватных столика, яростно атакующие виолончель
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment