Картина "Портрет Луиса Буньюэля" была написана Сальвадором Дали в 1924-ом году и принадлежит к так назвываемому "ученическому" периоду Дали, когда художник "примерял на себя одежки самых разных стилей и направлений в живописи", пытаясь отыскать свой собственный путь в искусстве.
Справедливости ради отметим - в этот "ученический" период Сальвадор Дали создал немало таких шедевров, каким по праву мог бы гордиться любой зрелый мастер.
"Портрет Луиса Буньюэля" (масло, холст; 70 Х 60 см) в наши дни находится в Центре искусств Королевы Софии в Мадриде. Эта вещь написана молодым Дали в то время, когда художник уже пережил пору своего неистового увлечения кубизмом, хотя еще и не до конца избавился от него.
Отметим: когда речь заходит о потретах, Дали всегда писал только близких ему людей - если, речь, разумеется, не идет о портретах, написанных за деньги и на заказ. Есть портреты бабушки художника, его рано умершей матери, отцы, сестры.... Есть портреты Лорки - и множество портретов Гала, которая в этом списке лидирует, причем, с большим отрывом.
Все это я говорю лишь к тому, что Луис Буньюэль действительно был очень важным в жизни Дали человеком, оказавшим, безусловно, сильное влияние на творчество самого Дали.
Сальвадор Дали и Луис Буньюэль познакомились в Мадриде, где оба учились в Академии изящных искусств Сан Фернандо. Буньюль входил в группу "золотой молодежи" заведения, и когда юному провинциалу Сальвадору Дали удалось стать членом этого "утонченного сообщества", он был просто счастлив.
Кстати, говоря об "утонченном сообществе", я ничуть не преувеличиваю - помимо Буньюэля или Пепина бельо, туда входил и Федерико Гарсиа Лорка, который, пусть и на время, стал самым близким Дали человеком и его другом - во всяком случае, пока в жини Дали не появилась Гала, быстро покончившая со всеми прежними привязанностями Сальвадора.
Что до Луиса Буньюэля - он тоже был "почти-другом" Дали, а может быть, даже другом - и уж точно единомышленником в искусстве. Именно в содружестве с Буньюэлем, впоследствии золотыми буквами вписавшим своем имя в историю кинематографа, будет снят фильм "Андалузский Пес" (1929) - первая в мире сюрреалистическая картина, который произведет эффект разорвавшейся бомбы, внезапно угодившей в гнилое застойное болото буржуазного искусства.
Позже этот успех повторит еще один фильм, над которым они начинали работать вместе: "Золотой век" (1930) - однако здесь уже появится зерно раздора, которое превратит бывших друзей почти во врагов.
Во время работы над Андазузским псом Дали будет бредить Гала, как раз тогда завладевшей всеми его мыслями - и ему будет уже не до фильма, как отмечал впослествии сам Буньюэль.
Любовь, проблемы с отцом, амбиции обоих авторов и творческие разногласия приведут к тому, что имя Сальвадора Дали не появится даже в титрах картины, когда "Золотой век" все-таки выйдет - и Дали никогда этого Буньюэлю не простит.
Когда в 1939-ом оказавшийся на мели Буньюэль попросит у Дали взаймы денег, мстительный Сальвадор, находившийся в то время в зените славы, не только откажет бывшему другу, но еще и снабдит свой ответ довольно издевательским по сути письмом. Этот отказ Дали в финансовой помощи бывшему другу оконательно поставит на их отношениях крест.
Справделивости ради скажу, что и Буньюэль был не менее мстителен. Когда после смерти Гала в 1982-ом Дали станется совершенно один и будет невероятно страдать, он, в поисках родственной души, отправит Бунюэлю телеграмму в Мехико, с предложением встретиться и поработать совместно над фильмом "Маленький демон", идея которого, по словам Дали, уже полностью сложилась.
Буньюэль ответил отказзом, сославшись на то, что давно отошел от кинематографа и уже пять лет не покидает дом. Грустно, как грустно всё в жизни.
"Портрет Луиса Буньюэля" - совсем, однако, о других временах. О тех славных временах, когда все были молоды, талантливы, здоровы и обладали ненасытной жаждой жизни. А Буньюэль, этот крепыш, занимавшийся, к тому же боксом, с громогласным басом и глазами навыкате, был, к тому же, другом Сальвадора Дали - и ничто не предвещало разрыва.
Write a comment