Картина Рене Магритта "Перспектива мадам Рекамье" была написана Рене Магриттом в 1951 году и интересна, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, она демонстрирует замечательное чувство черного юмора, в общем-то несвойственное довольно сдержанному и в творчестве, и в жизни, Магритту, а во-вторых, позволяет убедиться, что бельгийский художник, как и другие мастера сюрреалистического жанра, был прекрасно знаком с творческим наследием своих предшественников.
Чтобы по достоинству оценить тонкий, хотя и довольно мрачный юмор "Перспективы мадам Рекамье", необходимо вспомнить "первоисточник", в качестве которого выступила знаменитая картина Жака Луи Давида "Портрет мадам Рекамье", написанная им в 1800 году.
Жак Луи Давид - Портрет мадам Рекамье (1800)
Картина была заказана Давиду хозяйкой блестящего парижского салона, аристократкой Жюли Рекамье. В то время художник был настолько популярен и авторитетен, что посредством своих картин буквально диктовал моду во всём: в мебели, одежде, манере поведения, оформлении интерьеров - и даже в женских прическах.
Так, после написания "Портрета мадам Рекамье" в моду во Франции стремительно вошел тип кушетки, изображенной на этом неоклассическом холсте, который, кстати, в дальнейшем так и назывался - "рекамье".
Сама молодая и прекрасная Жюли изображена, в свою очередь, одетой в тунику (по моде, которую, опять же, уже успел ввести Давид), босиком, в позе сладострастной и в то же время, как ни странно, целомудренной одалиски...
Надо сказать, что, незвирая на непререкаемый авторитет Давида, его отношения с 23-летней Жюли не заладились с самого начала. Художник, постоянно недовольный условиями, в которых ему приходилось писать картину, работал настолько медленно, что мадам Рекамье, в конце концов, стала опасаться, что состарится и умрет раньше, чем Давид успеет закончить портрет.
Во время очередного бесконечного позирования она, не выдержав, предложила Давиду, чтобы картину закончил кто-нибуь другой, поскольку у нее, дескать, уже нет сил выносить эту затяжную пытку. Давид, обидевшись, ответил: "Не удивляюсь вашим женским капризам, мадам, но у меня тоже есть "капризик" - я оставлю вашу картину незаконченной".
Впрочем, даже незаконченная, картина все равно стала шедевром, и тот факт, что спустя полтора века к ней обратился Рене Магритт, лишь подтверждает популярность "Портрета мадам Рекамье".
Досконально воспроизведя обстановку "исходного варианта", Магритт, как видим, заменил саму Жюли на её перспективу, визуализированную в виде дорогого и выдержанного в "стиле Давида" гроба.
В ту пору во Франции "давидовские гробы" пользовались чрезвычайной популярностью, и если человек принадлежал к высшему обществу или хотя бы тщился туда попасть, можно было не сомневаться - в завещании его обязательно будет приписка на предмет того, чтобы его упокоили именно в стильном давыдовском гробу, а не в какой-нибудь халтурной домовине иного дизайна! Французы, впрочем, известные модники, так что удивляться тут нечему.
Гробу мадам Рекамье Магритт придал не совсем обычную форму, повторяющую позу прекрасной Жюли, что вносит в сюжет картины нотку мрачного юмора и заставляет вспомнить абсолютную аксиому: "Все там будем".
Статьи по теме:
Write a comment