Мадонна Грандука - одна из наиболее известных картин Рафаэля и, несомненно, самый знаковый из шедевров, традиционно отождествляемых с Палатинской галереей, где находится самое большое в мире количество работ несравненного Санти.
Несмотря на довольно странное для русского уха словечко - "Грандука" звучит довольно грозно и ассоциируется в первую очередь с базукой - означает оно, в переводе с итальянского, "Великогерцогская" и никаких дополнительных угроз в себе не несёт.
Свое назваание картина обрела в честь Фердинанда III, который, так уж сложилось, был как раз "великим герцогом" и вошел в историю главным образом потому, что в свое время приобрел эту картину у потомков художника Карло Дольчи, после чего ездил с "Грандукой" в Вену, чтобы прихвастнуть перед знатными родственниками.
Тщеславие его, кстати, вполне понятно: если бы нам посчастливилось приобрести эту вещь - мы бы тоже хвастались ею на чем свет стоит (приняв, разумеется, все предварительные меры предосторожности).
Принято считать, что Рафаэль написал "Мадонну Грандуку" в 1505 году, вскоре после хлопотного переезда из Перуджи во Флоренцию, где Санти имел долгожданную и прекрасную возможность лицезреть в оригинале работы великого Леонардо - что, безусловно, в значительной степени сказалось на дальнейших творениях самого Рафаэля.
В частности, на влияние да Винчи прямо указывают использование сфумато и пейзаж с окном в сад, который, как видим, впоследствии был закрашен - правда, неизвестно, самим ли Рафаэлем.
По нашей персональной классификации "Мадонна Грандука" Рафаэля однозначно достойна войти в пятерку лучших его мадонн - степень "человечности божеского", которая для нас является главнейшим критерием оценки работ Санти, в этой картине достойна не просто удивления, но самого искреннего восхищения.
Дева Мария изображена стоящей с Младенцем на руках, в красном платье, цвет которого символизирует кровь Иисуса, и в синей накидке (традиционный символ непорочности Девы Марии). Ее исполненный меланхолии взгляд направлен вниз, в момент, когда она протягивает ребенка она к зрителю, приглашая полюбоваться его не по-младенчески серьезным и одухотворенным лицом.
Легкий разворот Мадонны вправо уравновешен жестом Младенца, направленным в противоположную сторону. При внешней простоте картина производит сильнейшее впечатление на зрителя и полностью выполняет поставленную Рафаэлем задачу: передать глубокую человеческую привязанность между матерью и сыном, омраченную печалью при мысли о неизбежности будущей жертвы Христа.
Во время пребывания Рафаэля во Флоренции (1504-1508) там же создавали свои шедевры Микеланджело, Леонардо и фра Бартоломео. Рафаэль, обучавшийся у Перуджино, быстро позврослел и сильно прибавил в мастерстве. Несколько раз он писал Мадонну с младенцем и маленьким Святым Иоанном или Святым Иосифом, используя приёмы, подсмотренные у Леонардо и других мастеров.
К услугам Рафаэля было всё богатство богатство флорентийской иконографии: бесчисленные изображения Мадонны с младенцем из терракоты, гипса, дерева, мрамора и даже бронзы, которые мастера 15 века, такие как Донателло, Гиберти и Лука делла Роббиа создавали для церквей, часовен, или богатых знатных клиентов.
Первоначально, как мы уже сказали, фон вовсе не был монохромным и черным. Рентгеновские снимки, сделанные Opificio delle Pietre Dura, показали, что под черным цветом, окружающим фигуры, был интерьер с колоннами, поддерживающими арки, и небольшой участок сельской местности справа в окне, что подчеркивает "домашний" тон картины.
Вероятно, впоследствии фон был удален, чтобы привести работу в соответствие с меняющимися вкусами и модой - что, надо сказать, странным образом работу не только не испортило - но даже придало ей большую выразительность.
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Самые известные картины Ван Гога
Самые известные картины Пикассо
Write a comment