"Мадонна с розой" - одна из пяти "мадонн Рафаэля", находящихся в коллекции Музея Прадо в Мадриде. Поистине, сокровища Прадо неисчерпаемы! Это одна из поздних мадонн Рафаэля, созданная приблизительно в 1518 году, "при участии (это почеркивается обязательно) его учеников".
Однако нужно признать: если это "участие" и имело место, то было незначительным: Рафаэль, так уж получилось, не воспитал больших мастеров. Самый известный из них, Джулио Романо, прославился в свое время циклом порнографических рисунков, скандал из-за которых вынудил его оставить Рим и переехать в Мантую.
Всё это я к тому, что "Мадонна с розой" написана по большей части самим Рафаэлем - иначе невозможно было бы объяснить то магическое чувство, которое испытываешь при виде этой картины в оргинале.
Нам доводилось видеть "Мадонну с розой" неоднократно - и в Прадо, и в Театре-музее Дали в Фигерасе, куда ее не так давно привозили на временную выставку "Дали и Рафаэль" - Сальвадор Дали, как известно, был преданным поклонником Рафаэля Санти из Урбино и к шедеврам Рафаэля обращался в своем творчестве постоянно.
Конечно, это всего лишь субъективное мнение, но ни одна другая из виденных мною вживую "Рафаэлевских мадонн" не производила на меня столь сильного впечатления, как "Мадонна с розой" - а между тем, она отнюдь не относится к числу самый известных работ Рафаэля с изображением Девы Марии.
Принято повсеместно упоминать и хвалить "Мадонну Альбу", "Мадонну в кресле", "Мадонну со щеглом", и, конечно же, "Сикстинскую мадонну", как апофеоз всего творчества Рафаэля - однако "Мадонна с розой" всё одно кажется мне более "действенной".
Сложно объяснить, почему так - вероятно, все зависит от того, чего ты ищешь и ждешь увидеть. В готическом искусстве нужно искать Бога, а в ренессансном, раз уж это эра декларативного Гуманизма, хочешь побольше человеческого - иначе зачем Ренессанс?
Во всех "флорентийских" мадоннах Рафаэля чересчур много Бога - и слишком мало Человека. Знаю, эта претензия к величайшему детелю Высокого Возрождения может показаться странной - но почему "Сикстинская мадонна", относящаяся к "римскому периоду", считается лучшей их всех? Да потому что в ней человеческого по крайней мере столько же, сколько и божьего - потому, может быть, что позировала для нее вполне земная, и к тому же, любимая Рафаэлем женщина: Форнарина?
Однако "Сикстинской мадонне", как и, по большому счету всем, написанным во Флоренции, Урбино и Перудже, недостает и еще одной важной составляющей религиозного полотна - мистицизма, который, кстати, Сальвадор Дали почитал за важнейший компонент живописного произведения вообще.
Ведь Вера - это и есть мистика в чистом виде. Нечто необъяснимое и непознаваемое. Ты не можешь понять, почему, да и не хочешь собственно, понимать - ты просто веруешь, и это работает! Вера, как известно, движет горы не хуже любой науки - оставаясь при этом узаконенной загадкой. В "Мадонне с розой" эта мистика веры ощущается с первого взгляда -и тем картина сильна.
Возможно, это объясняется тем, что композицию и, не исключено, некоторые другие детали Рафаэль позаимствовал из не сохранившейся до наших дней картины Леонардо да Винчи - а ведь никто другой не умел передать мистическую составляющую веры так наглядно, как великий Леонардо. В этом смысле величайшей из мадонн да Винчи была и будет "Мадонна в скалах", написанная приблизительно в 1483-1486 г.г:
Мистицизм, которым так и веет от этой версии, хранящейся в Лувре, совершенно непередаваем - однако Рафаэлю в "Мадонне с розой" удалось его каким-то образом позаимствовать.
История "Мадонны с розой" также состоит из недосказанности и белых пятен. Неизвестно, при каких обстоятельствах картина попала в Испанию. Очевидно, что это было давно, поскольку картина упоминается в списках Эскориала уже в 1667 году.
На картине изображено Святое Семейство и Иоанн Креститель, вручающий младенцу Иисусу ленту с надписью "Agnus Dei" ("Агнец Божий") - свидетельствующую о будущих Страстях Христовых.
Интересно, что свое нынешнее название "Мадонна с розой" Рафаэля получила благодаря элементу, который изначально в картине вообще не фигурировал - розе. Позднейшие исследования позволили установить, что роза была добавлена уже в 19 веке, причем, кто это сделал, до сих пор остается загадкой.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Статьи по теме:
Write a comment