"Микрофизическая Мадонна" - одна из многочисленных "ядерных" мадонн, созданных Сальвадором Дали в 50-ые. В частности, картина, о которой мы будем говорить (24,5 Х 18,7 см, холст, масло) была написана в 1954 году и находится в наши дни в частной коллекции.
"Ядерной" мы назвали мадонну не случайно - Сальвадор в эти годы творил исключительно в рамках нового направления в своем творчестве, которое сам он окрестил ядерным мистицизмом. Напомним основные принципы, определявшие суть этого периода:
1) использование при создании картин новых знаний и достижений современной науки (в первую очередь, ядерной физики)
2) религиозность, в испанском "мистическом" воплощении
3) использование богатого живописного наследия прошлых веков (Итальянский Ренессанс, испанские художники Золотого века, и, конечно же, Ян Вермер).
Интересно, что Сальвадор Дали не только тщательно изучил и увидел своими глазами прекрасные шедевры Итальянского Возрождения, но и был прекрасно знаком со многими научными трудами выдающихся деятелей той поры.
В качестве одного из них, оказавшего на Дали сильнейшее воздействие, художник называл сочинение итальянского математика Фра Луки Бартоломео де Пачоли (1445 - 1517) "Божественная пропорция".
Принципами, изложенными Пачоли в этой работе, Дали постоянно пользовался при создании своих работ - художник, как мы неоднократно указывали, был абсолютно убежден, что "алгеброй гармонию поверить" не только можно, но и нужно, и потому многие его работы с конца сороковых создавали не только на основании математических расчетов, но и с привлечение крупных специалистов в этой области, как это, например, было в случае с картиной "Атомная Леда".
Следует упомянуть и еще один забавный момент, проистекавший из поисков Сальвадором Дали идеальной геометрической формы, которая могла бы считаться универсальной. Такой формой Дали объявил в конце концов рог носорога, которым, по мнению Дали, и являлся тем самым "Священным Граалем" совершенных пропорций, имевшим, к тому же вид идеальной логарифмической двойной спирали - совсем как молекула ДНК!
Всё это я к тому, что не следует удивляться катастрофиескому засилию носорожьих рогов в картинах Дали 50-хх - это очередной фетиш художника, благополучно сошедший на нет десятилетием позже.
Что касается "прототипа" "Микрофизической мадонны" - им стала одна из мадонн Рафаэля Санти - речь об очень картине "Мадонна со щеглом". Присмотритесь к лику мадонны, изображенной Дали - кое-как, но ее все же можно обнаружить среди множества носорожьих отростков - и убедитесь в этом сами.
Статьи по теме:
Путеводитель по Театру-музею Дали
Преждевременное окостенение станции (1931)
Write a comment