Картина "Мадонна с розой", известная также под названиями "Мадонна с вазой" ( по причине соответствующего сосуда, изображенного слева от Мадонны) и "Мюнхенская Мадонна" (из-за теперешнего местонахождения) была, предположительно, написана Леонардо да Винчи в 1478 году, в то время, когда художник еще трудился в мастерской своего учителя Верроккьо.
В наши дни большинство искусствоведов не сомневаются в авторстве Леонардо - хотя так было далеко не всегда. Начать с того, что веками о картине вообще не имелось никаких сведений. Она выплыла из небытия лишь в 1889 году, когда одна вдова из городка Гюнцбург затеяла распродажу излишков имущества, среди которых оказалась и "Мадонна с гвоздикой".
Делец, купивший картину у неразумной старушки, заплатил за нее всего 22 марки - сущую безделицу. Через несколько месяцев он перепродал "Мадонну с розой" за 800 марок Старой пинакотеке Мюнхена, выдав ее за творение кисти Верроккьо. Сразу же после этого картина появилась в экспозиции пинакотеки, причем, автором ее уже числился Леонардо, а цена автоматически подскочила до 8 000 марок.
В подтверждение авторства Леонардо да Винчи музейные кураторы привели следующий отрывок из книги Дж. Вазари:
"После этого Леонардо написал восхитительную Мадонну на картине, принадлежавшей впоследствии папе Клименту VII, на которой, среди прочих изображенных на ней вещей, он воспроизвел графин с водой, в котором стоят несколько цветов, и в котором, не говоря уж об изумительной живости, с какой он был написан, Леонардо так передал выпотевшую на нем воду, что роса эта казалась живей живого."
Исходя из нынешнего состояния картины, сложно проверить, так ли чудесна в свое вреся была ваза, о которой упоминает Вазари, однако есть ряд и других фактов и соображений. позволяющих считать "Мадонну с гвоздикой" вещью молодого Леонардо.
Во-первых, на одном из рисунков Леонардо, находящихся в клоллекции Лувра, показаны детали лица Богородицы для этой картины. Кроме того, волосы с левой стороны головы Мадонны, левая рука, драпировки и подушка, на которой сидит младенец Иисус, не говоря уж о весьма характерном для художника пейзаже, включающем островерхие скалы - все это, как и использование светотени, а также приема сфумато, который Леонардо впоследствии доведет до невиданного ранее совершенства, свидетельствует в пользу авторства именно Леонардо да Винчи.
Мадонна, одеяние которой по тону абсолютно гармонирует с пейзажем, изображена исполненной вселенского спокойствия, в то вермя как младенец Иисус, напротив, полон движения: упершись одной ногой в подушку, еще неуклюжими по-детски движениями он пытается дотянуться до цветка гвоздики - словно старается словить бабочку.
Гвоздика, как несложно догадаться - цветок совсем не случайный. Согласно Христианской легенде, гвоздики появились на Земле с приходом Мессии . Богородица проливала слезы по своему сыну Иисусу, и гвоздики вырастали из ее слез.
К сожалению годы забвения не прошли для "Мадонны с гвоздикой" бесследно. Внесли свою лепту в искажение первоначального облмка картины и последующие вмешательства с целью реставрации. Особенно сильно негативные изменения заметны на лице и шее Мадонны.
В наши дни уведеть ранний шедевр Леонардо да Винчи можно в Старой пинакотеке Мюнхена.
Write a comment