"Мадонна Порт-Льигата" (1949, первая версия) - картина Сальвадора Дали, задуманная им еще в США, но написанная уже в Испании, в мастерской дома Дали в Порт-Льигате.
"Мадонна Порт-Льигата" может и должна расцениваться как "повышение" Гала от статуса языческой богини (картина "Атомная Леда" до уровня, ни много ни мало - самой Богородицы!
Это, по сути, первое полотно Дали на католическую тему, и, таким образом, первая его картина, созданная в полном сооветствии с жанром "ядерного мистицизма", в котором отныне имел честь работать Дали.
Напомним: ядерный мистицизм - изобретенное самолично Дали направление в живописи, в котором он сочетал "испанский религиозный мистицизм" с достижениями современной науки, прежде всего - ядерной физики и молекулярной билологии.
"Мадонна Порт-Льигата" решена в духе "левитирующего Ренессанса", что лишний раз доказывает, насколько хорошо Дали был знаком с художественным наследием прошлых веков - и насколько мастерски сочетал его с эпохой атома.
Мадонна Порт-Льигата. Откуда католицизм?
Разумеется, у всякого, мало-мальски знакомого с личностью и творчеством Сальвдора Дали, возникнет этот закономерный вопрос: откуда этот квази-католицизм у человека, в молодости слывшего отъявленным богохульником, да и впоследствии ничуть не скрывавшего, что уверовать ему так и не удалось?
В католицизме Дали видел тяжкие оковы, губившие любой росток свежей мысли в Испании - и вдруг сделался воинствующим апологетом этой религии... Как? Почему?
Ответ прост, и, при всей свое высокопарности, верен. Корни этого афишно-плакатного католицизма Дали - в его любви к Каталонии. Под Каталонией я имею в виду не объединенный сепаратисткими идеями социум - а именно географическую точку на планете Земля, в которую Дали был влюблен бесконечно и беззветно - с детства и до последнего вздоха.
Под Каталонией я имею в виду прежде всего его малую родину - Фигерас, долину Ампурдан, Кадакес и Порт-Льигат, где ему "работалось так, как нигде", и где он написал лучшие свои картины.
Творческая мысль Дали всю жизнь питалось исключительно соками каменистой почвы Порт-Льигата и мыса Креус, и когда Дали находился вовне этой питательной среды - он мучился и страдал невыносимо.
Всё возраставшая тоска по этому малому и милому сердцу Сальвадора Дали уголку земного шара привела его, в конце концов, к неизбежной мысли о том, что нужно оставить золотой американский рай и вернуться в Испанию.
Напомним, в Испании тогда правил диктатор Франко, зажавший в своем маленьком железном кулаке все руководящие нити и насаждавший единомыслие в подданных с помощью снова возведенной в государственный культ католической религии.
Попробуй Дали сказать хоть словечко против когда-то ненавистого ему католицизма - и люди Франко быстро объяснили бы ему "политику партии" и навсегда отбили бы у Сальвадора охоту позволять себе такие неумные, с любой точки зрения, вещи. Дали, однако, был слишком умен, чтобы не понимать этого.
И что тогда? Вернуться - и просто быть тише воды и ниже травы, превратившись в молчаливо-конформистскую посредственность? Заплатить за свое возвращение уходом в тень? Это, как мы знаем, тоже было для Дали со всех точек зрения неприемлемо, а по складу характера - и вовсе невозможно.
Так как же сделать так, чтобы вернуться во франкистскую Испанию, самой восточной точкой которой являлся Порт-Льигат - и пользоваться там наивысшей степенью свободы, славы и известности? Как это устроить?
Дали не был бы Дали, если бы не нашел гениальный выход. Гениальный и единственный: сделаться самым католическим католиком из всех католиков Испании, и, в обязательном порядке - самым рьяным франкистом из всех поборников режима каудильо.
Забегая вперед, скажем - Дали так и сделал, и все у него получилось. Со временем новая маска так приросла к его лицу, что ему уже не требовались усилия, чтобы быть и тем, и другим - он делал это легко и совершенно искренне.
Мадонна Порт-Льигата - первая яркая декларация новых взглядов Дали
За основу при написании своей Мадонны Дали взял знаменитый "Алтарь Монфельтро", - картину с изображением Богородицы в окружении ангелов и святых кисти Пьерро делла Франческо.
А дальше все просто. Переносим действие в бухту Порт-Льигата - такой вид открывается из окна мастерской Дали, всякий, кто посещал Дом-музей Дали в Порт-Льигате, узнает его сразу же). Придаем Мадонне черты Гала.
Добавляем, по старой памяти, щепотку сюрреализма - сквозные отеврстия в фигурах Богородици и младенца впервые появиилсь в картине Дали 1934 г. с забавным названием "Отнятие от груди накормленного шкафчика". Добавляем левитацию и дезинтеграцию материи - новшества "атомарного периода".
Прекрасно выписываем драпировку - драпировки в исполнении Дали всегда достойны наивысшего восхищения. Добавляем рыб и гадов морских, еще раз намекая на то, что Мадонна с ее прекрасным младенцем (то есть, Сальвадором Дали) живут именно у моря - и получаем восхитительную и небольшую (48,9 х 37,5 см, масло, холст) "Мадонну Порт-Льигата", ныне находящуюся в Университете Маркета, Милуоки.
Мадонна Порт-Льигата была показане Папе
Сотворив свою персональную Мадонну, Дали на этом не остановился. В своей новой вере он зашел настолько далеко, что добился аудиенции у самого Папы римского Пия 12-го, во время которой представил ему эту картину. Это невероятное и знаменательное событие случилось 23 ноября 1949 года - поистине, Дали великолепен!
Изобразить в образе Пресвятой Богородицы свою жену, которая славилась исключительно свободным сексуальным поведением, что уже можно счесть либо душевной простотой, либо изощренным издевательством над устоями веры - да еще и притащить "Мадонну Порт-Льигата на встречу с наместником Бога на Земле - на это мог отважиться только Сальвадор Дали.
Точная реакция Папы на картину Дали не известна - хотя в дальнейшем художник не раз давал понять, что картина Пию 12-му понравилась!
Статьи по теме:
350 лучших картин Дали - описание и анализ
Write a comment